Наречение именем
По церковному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после его рождения, однако церковь строго не придерживалась этого правила. Случалось, имя выбиралось и до родов, и в день самих родов.
Наречение именем предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения ребенка или близким к этому дню. Нарекая именем, священник подносил ребенка к иконе Божьей Матери и крестообразно поднимал его перед иконой, как бы вверяя нового христианина ее покровительству.
В честь святого. Именины — не только день конкретного человека, но и день святого, в честь которого этот человек назван. Это имя называют ангельским, крестным, «рекло» (от слова «нарекать») и дают по святцам. Поэтому именинник — это человек, чтящий день памяти святого, в день памяти соименного ему ангела или святого.
Ангел-хранитель есть невидимый дух, приставляемый Богом к каждому человеку с момента крещения. Этот Ангел-хранитель невидимо находится при порученном ему христианине в течение всей его земной жизни. Ангела-хранителя почитали и молились ему, просили о заступничестве. Для того чтобы избавиться от возможной порчи, оградить себя от нечистой силы, пользовались заклинанием-оберегом, которое трижды читалось перед сном: «Ложусь спать с Христом, со творящим крестом, с силой Господней, Ангелом-Архангелом. Ангел мой хранитель, пребывай со мной: по всякий час, по всякую минуту. Аминь!»
Еще более тесное отношение к христианам имеют святые люди, жившие на земле так же, как другие люди. «Благочестиво проведя и окончив свое земное странствие», эти святые угодники божьи вступают с земною церковью в еще более тесное общение. Они и на небе не перестают молить и ходатайствовать за людей пред Богом. Церковь поручает всякого крещаемого человека одному из святых, именем которого и называет христианина.
Наиболее почитаемым церковью святым посвящается несколько дней в году.
Николин день. Святому Николаю, одному из наиболее почитаемых в христианстве святых, посвящены два праздника — 22 (9) мая — Никола Вешний, а 19 (6) декабря — Никола Зимний. В православном календаре Никола называется святителем и чудотворцем. В «Житиях святых» Никола представлен защитником бедных, неимущих, помощником простого люда в трудностях и бедах.
Никола Вешний. В народе о Николе Вешнем говорили:
Пришел бы Никола, а тепло будет.
До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи не тужи.
С Николина дня травы начинали уже хорошо расти, и одним из главных событий дня был выгон лошадей в поле. В народе считали Николу Вешнего покровителем лошадей и заказывали в этот день молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.
День Николы Вешнего считался мужским праздником, так как в этот день парни в первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров, справляли свой нехитрый пир: привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката солнца приходили к ним и девки. Молодежь водила хороводы, пела песни и плясала до утренней зари.
Святой Николай считался покровителем мореходов, рыбаков, земледельцев. В России праздники в честь Николы-чудотворца отмечались широко, во многих местах они были престольными, так как Николе были посвящены сотни церквей. Почитались как чудотворные многие иконы с изображением Николая Мирликийского. В народе даже сложилась поговорка: «Нет икон как Никол».
Никола Зимний, О Николе Зимнем в народе говорили:
Подошел бы Николин день, будет и зима.
Хороша Никольщина пивом да пирогами.
Во многих местах России справляли Николыцину. Длилась она несколько дней. Праздновали обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая.
В отличие от других этот праздник считался стариковским, в его праздновании участвовали представители деревенских и сельских родов, приглашались и соседи.
Того, кто отказывался от складчины и уклонялся от празднования, изводили насмешками в течение круглого года. На столе городских жителей Урала в эти дни чаще всего были: заливная рыба, холодец, жареное и тушеное мясо. Но ив городе, и в деревне обязательно ели пельмени, пироги, шаньги.
Николин день — начало зимнего сватовства, и те, кто думал женить или жениться, служили молебны. Молодежь с Николина дня начинала подготовку к святочным посиделкам. Договаривались об откупе избы у какой-нибудь одинокой старухи или вдовы, заготовляли дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженья.
Петров день. 12 июля именинниками ходят Петры да Павлы. Их святые — апостолы Петр и Павел, ученики Христа.
В Петров день прощались с весной, встречали лето, начиналась подготовка к первому сенокосу, и в то же время этот день служил напоминанием, что скоро озимый сев.
Петров день приходится на конец петровского поста. Поэтому в этот день надо было ходить в гости, принимать у себя гостей. В вечернем застолье принимали участие, как правило, только женатые да старики. Деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле и там проводила ночь, «карауля солнце», так как, по народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга.
Ильин день. Илья-пророк тоже принадлежит к популярным святым, наравне с Николаем-чудотворцем. Народ говорит о нем как о святом грозном, суровом, карающем, но в то же время справедливом, щедром, наделяющем.
Ильин день — 2 августа. Об этом дне народ сочинил пословицы:
Илья лето кончает.
Петри Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.
Илья — властелин самых страшных и благодетельных сил природы, В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Хлеба к этому дню уже готовы к жатве, достаточно сильного ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться урожая.
Боясь прогневить пророка, чтобы не послал такую беду, в Ильин день не работали в поле, не косили, не убирали сено.
День святых мучениц
Хорошо известен день 30 (17) сентября. Его отмечают как именины те, кто носит имена Вера, Надежда, Любовь и Софья.
Софья и ее дочери жили в Риме во время правления императора Адриана. Узнав о том, что они приняли христианство, Адриан предложил всему семейству отречься от веры. Женщины проявили стойкость и наотрез отказались принести жертвы языческим богам. Тогда правитель подверг их пыткам.
На глазах у матери Софьи всех трех девушек обнажили, били, палили огнем и обезглавили. Мать сложила тела их в ковчег и вывезла из города. Три дня сидела
Софья у могил мучениц, молясь Господу, и наконец сама уснула вечным сном.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и Софья с тех пор считаются заступницами и покровительницами всех женщин, получивших при рождении эти имена.
Выбор имени
Имя святого обеспечивало человеку его покровительство. Православный христианин должен был знать житие святого, в честь которого он назван, ежегодно праздновать день своих именин, следовать праведной жизни своего святого. Разрешалось выбирать имя и самим родителям.
У многих народов существовала вера в магическую связь человека с его именем. Долгое время в России бытовал обычай давать, помимо христианского имени, языческое.
Считалось, что христианское имя обеспечивает покровительство ангела. Но чтобы нападки вредоносных духов шли как бы на другого, человек зачастую становился более известен под языческим именем, нежели под христианским. Нередко сами родители, особенно в тех семьях, где дети часто умирали, давали ребенку обидные, дразнящие клички, некрасивые имена, чтобы это имя отпугивало злых духов.
Чтобы выбрать счастливое имя, гадали: узнавали имя во сне или окликали ребенка — на какое имя он откликался, такое и давали.
С помощью имени, считалось, можно перенести на новорожденного положительные черты характера других людей. Поэтому детям давали имена умерших старших родственников. До сих пор по традиции из поколения в поколение принято называть мальчиков в честь дедушек, а девочек — в честь бабушек.
Празднование дня Ангела
Духовное рождение у христиан всегда считалось более значительным, чем телесное. Поэтому раньше день рождения оставался незаметным, многие о нем даже забывали, а вот день Ангела, или именины, праздновались каждым, кому позволяло материальное состояние.
Именины в народе. С утра именинник или именинница рассылали гостям именинные пироги; знатность лица, которому посылался пирог, измерялась величиной посылаемого пирога. Пирог служил своеобразным приглашением на именины. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения. В некоторых губерниях Центральной России вместо пирогов родным рассылали так называемые именинники — большие сдобные булки без начинки, сверху утыканные изюмом. В каждый дом приносили по одному такому пирогу.
Сходясь за праздничным столом, гости подносили виновнику торжества подарки; лица духовные благословляли именинников образами, а светские дарили отрезы материи, кубки или деньги.
Именины у царей. У царей существовали свои правила празднования именин. Так, государь в день своих именин, выходя из храма от обедни, сам раздавал именинные пироги. То же делала царица на своих именинах. Совершеннолетние царевичи раздавали пироги сами за себя, а от имени царевны или малолетнего царевича раздавал пироги царь. Если именинником был боярин или окольничий, то он приходил с пирогами к царю; царь принимал пироги и спрашивал именинника о здоровье, потом именинник представлялся царице и также подносил ей пироги.
Царю на день Ангела в обязательном порядке подносили подарки. Все торговые люди должны были сделать царю подарки, которые отсылались на казенный двор и с казенного же двора продавались. Нередко случалось, что купец покупал на казенном дворе ту же самую вещь, которую когда-то подарил царю, и теперь подносил ее государю во второй раз.
За именинными столами приглашенные гости пели многолетие, а после застолья царь-именинник, со своей стороны, одаривал гостей. После застолья гости танцевали, играли в карты, пели.
Прийти с поздравлениями к имениннику в день Ангела могли не только приглашенные. Имениннику дарили'красивые открытки-поздравления, дети преподносили милых ангелочков, склеенных из бумаги.
Именинный стол
Непременное блюдо на праздничном столе — именинный пирог. «Без блина — не масленица, без пирога — не именинник» — говорили в народе. Лучшей начинкой для пирогов считалась рыба, свежая и соленая. Делали пироги мясные, с картошкой, салом, грибами, ягодами.
Интересная роль отводилась пирогу за праздничным столом в доме именинника. Пекли специальный пирог, который разламывали в разгар торжества над головой его виновника. Начинка (обычно это был изюм) сыпалась на именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Обязательным на именинах был и пирог с капустой.