Если наши мамы хотели танцевать, то выбор у них был совсем невелик. Либо студия русского народного танца при каком-нибудь безымянном ДК, либо вечера "кому за 30" с незатейливыми танцульками. Какое счастье, что в наше время можно научиться танцевать, наверное, любые танцы, встречающиеся на Земле: фламенко, благородный вальс, эротичное танго и загадочный восточный танец живота.
Признаюсь честно, я сама, являюсь поклонницей последнего. Поэтому и попросила известную московскую танцовщицу, педагога и руководительницу ансамбля восточного танца "Карагез" Марьяну Смирнову рассказать мне об истории и "современности" танца живота и о его положительном воздействии на женскую фигуру и здоровье, чтобы потом описать услышанное для читательниц "Клео".
Родиной танца живота является Египет. Существуют два египетских стиля танца: "шавази" и "балади". Изначально танец живота был фольклорным, народным танцем, не связанным в отличие от, например, индийских танцев, с определенными ритуалами, а исполняемым для развлечения. Деревенские танцовщицы владели несколькими неторопливыми движениями бедер и достаточно простой пластикой рук. С приходом мусульманства в Египет культура танца претерпела некоторые изменения: во-первых, девушки из знатных и богатых семей больше не исполняли танец живота, а во-вторых, центр культурной жизни (а вместе с ним и танцы) переместился в Испанию: Кордову и Андалузию. Именно там в смешении культур и традиций на основе восточных танцев родился фламенко, а танцы живота в свою очередь вобрали в себя элементы цыганских и испанских танцев, породив танец "Андалусия".
В девятнадцатом веке, после покорения Африки французами и англичанами, танец живота обрел не просто "второе дыхание", а получил новую жизнь. Французские хореографы, очарованные туземным обычаем, добавили в танец хореографические элементы, улучшили как саму постановку рук, так и движения руками, сделали танец более сложным и динамичным, а действо в целом стало более зрелищным и профессиональным.
Начиная с середины 19 века в Старом и Новом Свете вошли в моду "клубные развлечения", по сути напоминающие "Мулен Руж", но исполнялся не канкан, а восточные танцы. Изысканные танцовщицы покорили своим мастерством Европу и Америку. Даже фильмы того времени ориентальной тематики изобиловали музыкой и танцами.
Сегодня восточный танец, обычно состоит из 3-х частей: таксима, собственно танца и тряски. Таксим - медленная часть. Танцовщица импровизирует, играет телом, стоя практически на одном месте, очень плавно, чуть-чуть отставая от музыки, как в замедленной съемке.
Более энергичная часть исполняется под достаточно быструю музыку, а танец изобилует проходами, арабесками, волнами.
Тряски - движения, которые создают эффект вибрации во всем теле, хотя фактически работают только колени. Самое важное в трясках - держать свой постоянный ритм, который, кстати, совсем не обязательно совпадает с темпом, задаваемым пальцами барабанщика.
Эти три элемента могут сочетаться в танце с разной последовательностью. Сейчас для выступлений на сцене используется как классическая арабская музыка, так и ее современные обработки. Кроме того, ставятся очень красивые танцы с тростью, платком и другими аксессуарами, сольные и групповые номера. Костюм для выступления: юбка, лиф и пояс с подвесками. Правильно подобранные подвески создают эффект "объемности" каждого движения танцовщицы.
"Изюминкой" восточного танца является разделение техники "низа" и "верха". Хорошие танцовщицы могут "танцевать" руками совсем в ином ритме и с иной скоростью, чем собственно животом (вообще сама техника исполнения скрывается от зрителя длинной юбкой танцовщицы, потому что многие движения бедер идут именно от ног). Внешне гармоничные и плавные элементы восточного танца весьма сложны, поэтому "высоким пилотажем" является умение танцовщицы четко двигаться в быстром темпе не смазывая движения. Меланхоличные, тяжеловесные, монотонные, однообразные покачивания бедрами остались в далеком прошлом.
Очень привлекательно выглядят сами исполнительницы восточных танцев, их мягкие движения, грация и женственные фигуры. Действительно, занятия танцами живота являются не только искусством, удовольствием, но отличным фитнессом. В отличие от аэробики и шейпинга у женщин не накачивается объемная мускулатура и нет эффекта сильного похудения, но тело приобретает красивые очертания за счет того, что тренируются и растягиваются мышцы талии, живота, спины. Особенное внимание на занятиях уделяется постановке корпуса и укреплению спины.
Красивая и правильная техника рук "основывается" на напряжении мышц спины, что благотворно сказывается на осанке, уже через несколько занятий люди "выпрямляются", раскрываются, перестают сутулиться. "Тряски" обладают эффектом массажа и омоложения, "подтягивают" грудь. В танце дамы становятся более грациозными и пластичными.
Конечно, лучше всего заниматься в студии с педагогом, который научит правильным движениям и убережет от травм, но если у тебя нет такой возможности и ты занимаешься дома "по кассете", стоит запомнить важное правило. Восточный танец исполняется "мясом" и костюмом, а не "костями". Ни во время тренировки, ни после нее не должно быть неприятных ощущений и болей в суставах, ни в коем случае нельзя "подсаживаться" на тазобедренные суставы или напрягаться до хруста в позвоночнике. В танце работают, в первую очередь, мышцы. Не пытайся за счет костей достичь той же амплитуды движения, что и танцовщица в фильме, ведь каждое ее движение продолжается подвесками.
В Москве и Санкт-Петербурге каждый год проводятся конкурсы исполнителей и работает несколько школ восточных танцев в разных городах России. Так что теперь, чтобы насладиться действом и поучаствовать в нем, тебе совсем не обязательно пускаться в путешествие на туристическом пароходике по мутным водам ночного Нила или идти в дорогой столичный ресторан.
Вера Гиряева12.11.02
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру