Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Семейная жизнь » Тайна магистра Дроссельмейера

 

Тайна магистра Дроссельмейера

 

 

В ту ночь, напуганный собственным вымыслом, магистр разбудил жену и попросил ее посидеть рядом, пока он пишет. Начало было светлым: Рождество, нарядная елка, чудесные подарки… В одно мгновенье нежные виденья исчезли в раскатах сатанинского хохота. Из логова вылез Мышиный Король. Так появилась страшная и пленительная сказка о Щелкунчике. Прошло чуть менее двухсот лет.

загрузка...

 

 

Люди по-прежнему любят волшебные истории. И хотят поверить в чудо. Но прикоснуться к магии сумеет лишь тот, кто разгадает тайну могущественного чародея.


«Знаешь, я хочу написать о том, что понял. О нас с тобой. О, нет, не бойся, никто нас не узнает. Это будет сказка…» - Э.Т.А. Гофман.

Двуликий чародей

Ночь. Лунный свет проникает сквозь штору окна. Скрипят половицы под тяжелыми шагами. И веет странным холодом… Настенные часы бьют полночь. И шепчет волшебник Дроссельмейер: «Ну, пробей-пробей звонок, королю подходит срок!» Из-под паркета выползают полчища мышей. И стойкие оловянные солдатики седлают лошадей. «Барабанщик, бей наступление!» - командует безобразный кукольный принц. «О, мой бедный Щелкунчик!» - юная Мари срывает с ноги туфельку и кидает ее в самую гущу битвы – прямо в Мышиного Короля.

- Боже мой, Эрнст, на тебе лица нет, - вздыхает сидящая рядом жена.

Его называли величайшим писателем, когда-либо обращавшимся к жанру сказки. Именно писателем. Нервный, ироничный, исполненный мистического ужаса перед непостижимостью мироздания и обладавший даром проникать в суть земных дел, Эрнст Теодор Амадей Гофман вовсе не походил на доброго сказочника. «Я распадаюсь, я теряю ощущение своей цельности, я не знаю, кто я и что я - божественная искра или беснующийся зверь».

Подобно персонажу своей сказки - магистру Дроссельмейеру - Гофман был судейским чиновником. Достиг на этом поприще значительных высот… и до тошноты ненавидел судопроизводство.

Загадочный персонаж Гофмана, равно как и его создатель, вел «двойную жизнь». Одну, наполненную магией и светом, жизнь чародея, приходилось скрывать от глаз прагматичных обывателей, в другой же старший советник суда… господин Дроссельмейер в свободное от работы время чинил часы и мастерил кукольные царства для своих крестников. «Ах, милая Мари, ты прирожденная принцесса. Но много тебе придется вытерпеть, если ты возьмешь под защиту бедного уродца…»

До встречи с принцессой сказочнику пришлось преодолеть немало испытаний и пережить немало бед. Ранняя смерть родителей, одиночество детства, жуткое безденежье юности и творческая безысходность. Невозможность реализовать себя ни в одной из желаемых областей искусства – в музыке, живописи, литературе… Творческий кризис усугубляли личные драмы. Мучительное чувство к замужней женщине Коре Гат, затем окрашенная глубокой печалью любовь к юной девушке, «проданной» в жены состоятельному человеку.

Гофман жил в бурное время, но времени этого не замечал. Существование Наполеона как личности открылось ему лишь с приходом французских захватчиков, да и то лишь потому, что по милости этих «пришельцев» у Гофмана сорвался контракт с Лейпцигским театром. Магистр жил «в себе» – на глубине своих страданий. И вдруг.

В 1802-м году Гофман внезапно расторгает помолвку со своей кузиной Минной Дерфер. И 26 июля того же года венчается с польской красавицей Марией Теклой Михалиной Тшциньской. Синие глаза «Миши», как Эрнст называл ее с первой встречи, не раз озаряли страницы его романтической прозы. И незадолго до смерти писатель вспоминал о стране счастья и благословенном Пряничном городе, который подарил Мари в своей самой доброй и самой любимой сказке о «Щелкунчике и Мышином Короле».

Он создал ряд незаурядных произведений, но все же своей яркой творческой жизнью после смерти магистр обязан именно «Щелкунчику». В письме из Варшавы, датированном 28 февраля 1804 года, государственный советник Э.Т.А. Гофман обратился к ближайшему другу Теодору Готлибу фон Гиппелю младшему с такими словами: «Вскоре должно случиться что-то великое - из хаоса должно выйти какое-то произведение искусства. Будет ли это книга, опера или картина – «что будет богам угодно». Как ты думаешь, не должен ли я еще раз спросить как-нибудь Великого Канцлера («псевдоним» Господа Бога), не создан ли я художником или музыкантом?»

Писатель, художник, композитор… Эрнст Теодор Гофман поклонялся гению Моцарта. И имя Вильгельм, третье из данных при крещении, сменил на нежное Амадей. В честь творца «Волшебной флейты». Эрнст Теодор и сам писал музыку, пронизанную светом мечты. Художник же Гофман – сущий дьявол. Его убийственно насмешливые карикатуры без промаха разили в цель. За что автору не раз пришлось поплатиться. Однажды ценой шаржа стало «доходное место»: чиновника Гофмана сослали «в эту долину скорби» - богом забытый Плоцк. Древний польский город на берегу Вислы, в период прусского господства утративший значение культурного центра. Впрочем, на этом сказка не закончилась. Гофману еще предстояло перенести потерю единственной дочери Цецилии, разбогатеть, утратить радость жизни вместе со способностью самостоятельно передвигаться… И прославиться на века.

Мистерии писателя Гофмана современники читали с упоением, но их создателя зачастую не понимали вовсе. Его герои не походили на сказочную бутафорию или набросок в карандаше – они дышали. Мыслили, чувствовали, жили… Перо магистра вплетало колдовскую фантасмагорию в житейскую историю, и рождался новый жанр - мистическая новелла…

Причудливую прозу называли развлекательным «чтивом». Автор же твердо следовал своему изящному принципу: «Не пренебрегать свидетельствами чувств при символическом изображении сверхчувственного». Склонный к символике, фантастике и гротескным преувеличениям, Гофман тем не менее тонко воссоздавал картину быта и психологизм ситуации.

Эпитафия магистра гласила: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец». Однако тайна чародея так и осталась неразгаданной.

Вопреки смерти

Чудотворства писателя Гофмана завораживали читателей разных стран. В России XIX века «Щелкунчик» победил не только Мышиного Короля, но даже Змея Горыныча. И занял первое место в хит-параде рождественских историй. Благодаря таланту немецкого сказочника в Российской Империи, наконец, прочно укоренилась традиция, которую насаждал еще сам царь Петр Алексеевич: в домах засверкали огни новогодних елок.

Однажды на огонек к «Щелкунчику» заглянул русский композитор Петр Ильич Чайковский… Он услышал волшебную историю и пересказал ее на языке музыки. Так родилось еще одно бессмертное произведение. И по сей день маленький деревянный принц заставляет Мышиного Короля изрядно потанцевать на радость поклонникам балета.

Век ХХ подарил героям Гофмана голос. Миллионы детей затаили дыхание, когда с грампластинок зазвучал проникновенный рассказ магистра Дроссельмейера. Отважная Мари вновь швырнула башмачок во тьму мышиного полчища, а деревянный уродец превратился в прекрасного принца. И в этом чудодействии любовь странного сказочника продолжала жить вопреки законам смерти.

С расцветом кинематографа произведения Гофмана неоднократно экранизировались. А «Щелкунчик» полюбился мультипликаторам. Советские сказочники нарисовали историю Мари и Щелкунчика и закружили их в вальсе Чайковского.

Эстафету переняла компания АРГУС. В начале XXI века, когда дети все реже просят родителей почитать книжку и все чаще поставить в видеомагнитофон кассету. Сказочники-мультипликаторы вновь решились создать авторское полотно по мотивам мистерии Гофмана. И назначили Щелкунчику с Машей свидание в Санкт-Петербурге.

«Тысяча препятствий ждет того, кто хочет стать человеком!» - таков девиз обрусевшего «Щелкунчика». Но как бы ни был талантлив автор, произведение «по мотивам» всегда создает новую мелодию, новую сказку. И уже невозможно уловить тонкую нить той завораживающей остроты и реалистичности восприятия, в которую окунается читатель, встретившись с фата-морганой Эрнста Гофмана. Это не просто детская сказка… И тайна сокрыта именно здесь – в сплетении магических строк.

По ту сторону полночи

Давным-давно… член Французской академии и автор множества серьезных книг опубликовал под именем своего восемнадцатилетнего сына П. Дарманкура небольшой сборник с галантным посвящением «Мадемуазель». И ввел Золушку во дворец, а сказку - в большую литературу. Отца господина Дарманкура звали Шарль Перро.

«Как бы ни были причудливы и фантастичны различные эпизоды сказок, - писал он, - несомненно они возбуждают в детях желание походить на тех, кто достигает счастья, и вместе с тем боязнь навлечь на себя несчастья, которые постигают злых за их пороки… Все это – семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость и печаль: но из которых не замедлят вырасти добрые наклонности».

Бесспорно, сказка, подобно ночнику в детской комнате, приносит в сердце частичку тепла и света. Учить добру – жизненное кредо всех сказочников. Но этого недостаточно, чтобы, как заметил один персонаж, «сделать ножку маленькой, а сердце - справедливым». Дети тонко чувствуют ложь. Если они не поверят, чудо не состоится. И убедить их способен лишь настоящий чародей.

Магистр иллюзий Эрнст Теодор Гофман знал, что все люди, вещи и явления имеют два лица: дневное – обращенное к повседневности и ночное – скрывающее мистическую сущность. И с рассветом колдовство не тает, а лишь меняет лик. Вот замечталась на скамейке молоденькая студентка… Как пробьет полночь, она швырнет башмачком в Мышиного Короля. Вот и сам Злодей… лениво покидает черный «лимузин». В общем-то, он не так уж страшен. А мимо бежит Принц: он опаздывает на репетицию и не подозревает, что сейчас столкнется с Ней…

Мастер Дроссельмейер, днем скрывавшийся под маской Эрнста Гофмана, утверждал: познать прекрасное и создать невероятное способен лишь тот, кто верит и чувствует. Мир – весь тайна. И под покровом обывательских будней – демонические страсти, мистические испытания, загадочные превращения.

«Позволь услышать твой голос, и я с быстротой юноши побегу на сладостный звук его, и мы снова будем жить вместе и в волшебном содружестве займемся высшей магией, к которой волей-неволей приближаются все, даже обыкновенные люди, вовсе не веря в нее...»


Материал является оригинальным авторским произведением. Все права защищены. All rights recerved.
Автор: Светлана Блохина



Статья о интимных отношениях получена: www.myJane.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Тайна магистра Дроссельмейера":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda 6: Тайная страсть

В тесте участвуют автомобили: Mazda 6 Вполне обычный, на первый взгляд, семейный седан таит в себе возможности выдающегося раллийного снаряда. Жалко мне было ее, ей-богу!

» Японские автомобили - 2096 - читать


Компания Ford снимает завесу тайны с нового Mondeo

Пресс-служба компании Ford опубликовала первые фотографии и технические характеристики нового поколения модели Mondeo. Как предполагают специалисты, новинка может статья весьма популярной, благодаря современному дизайну и богатому оснащению. Внешность новинки решена в новом фирменном стиле компании, получившем название «kinetic design».

» Немецкие автомобили - 2292 - читать


Все тайны нового Volkswagen Golf

Премьера нового поколения Volkswagen Golf состоится на автосалоне во Франкфурте в сентябре этого года, но уже сейчас всех автомобилистов интересуют подробности об этом автомобиле. Однако представители Volkswagen хранят молчание. Но тайное всегда становится явным, и в прессу все-таки просочилась кое-какая информация о Golf пятого поколения.

» Немецкие автомобили - 2181 - читать


Раскрыта тайна «странных» аварий

Украинский гаишник дал объяснение авариям, которые происходят по совершенно не понятным с первого взгляда причинам. Оказывается, в авариях часто виноваты геомагнитные аномалии! К такому выводу пришел начальник отдела автотехнической инспекции Львовского областного управления ГАИ подполковник милиции Любомир Иванович Сопильнык пришел после долгих наблюдений и всевозможных исследований.- За многие годы работы я всякого насмотрелся.

» Разное - 2403 - читать


Тайна гибели Машерова

Сегодня исполняется 21 год со дня загадочной гибели первого секретаря ЦК Коммунистической партии Белоруссии П. М. Машерова.

» Разное - 3246 - читать



Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Семейная жизнь » Тайна магистра Дроссельмейера

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru