Линия жизни редко бывает прямой и, как правило, стелется и вьется она непредсказуемо. Вчера ты закончила университет, сегодня работаешь в стае "белых воротничков", а завтра... тебя просят представлять интересы какой-нибудь партии в Думе, не обязательно Государственной. Не спеши отказываться, в твоих руках не только уникальная система лоббирования, но еще и возможность заявить о себе, как о человеке думающем о других. Прости...
тебе кажется эта мысль смешной? Отнюдь, ведь тебе приходилось пенять на окружающую действительность? А тут шанс работать и что-то реально менять. По крайней мере, стараться. Впрочем, ты заявляешь в первую очередь не о высоких идеях, а о себе. И твоя дальнейшая карьера женщины-политика зависит именно от этого - как ты себя преподнесешь.
Самое "страшное", что ждет тебя - выступление перед публикой. И даже если тебе ранее удавалось успешно держаться перед аудиторией и читать лекции, во время которых ты была уверена и смела в общении, забудь об этом. Тебя ждет встреча с "электоратом" - неуправляемой толпой, которой нельзя что-либо доказать, которой невозможно что-то объяснить... И виноватой в этом будешь ты... Если не будешь знать элементарных правил ораторского искусства.
Правило первое.
Сценарий и репетиция.
Наверное, тебе иногда приходила в голову такая мысль: "Интересно, а Жанна Агалакова или Татьяна Миткова читают по писанному или все-таки импровизируют?" Можешь быть уверена, что читают по самому настоящему сценарному плану. Иначе даже такие талантливые женщины не смогли бы связать новость об авиакатастрофе вьетнамского Боинга и благополучном приземлении Владимира Путина в Китай. Опыт работы позволяют им преподносить это легко и непринужденно, а главное - профессионально.
Так что, если тебе предстоит какое-то выступление перед публикой, обязательно составь план своей речи, тогда тебе удастся избежать томительных пауз и "гыканья" с "мыканьем". Попробуй хотя бы раз прорепетировать свою речь перед зеркалом. Вслух. Это окажется не такой простой задачей, как ты думаешь, но этот опыт тебе в дальнейшем поможет.
Правило второе.
Все, значит никто.
Прости, снова пример с телевидения, но и телевизионщики, и политики работают на публику, которую пытаются убедить в чем-либо. Так вот, Владимир Познер в одном из интервью признался, что всегда обращается с экрана не к миллионам телезрителям, а к одному конкретному человеку: шахтеру или печнику, повару или сталевару, учителю или просто красивой девушке.
Этот прием используется неслучайно и любой психолог будет советовать тебе тоже самое. Поэтому всегда выбирай в толпе с трибуны один доброжелательный взгляд, голову, которая тебе кивает в подтверждение и обращайся к ней. Во-первых, тебе будет легче справится с волнением, а во-вторых, окружающие будут ощущать, что ты разговариваешь с каждым из них в отдельности.
Правило третье.
Лучше шутки, может быть только хорошая шутка.
Шутка всегда помогает разрядить напряженную ситуацию. Выбирать лучше всего какие-нибудь безобидные реплики безличного характера. Это придаст тебе уважения со стороны оппонентов. Идеальной шуткой считается - шутка над собой. Если она оказалась неудачной, не переживай, а попробуй пошутить над... своей шуткой. Скажи что-нибудь типа: "Моя сестра всегда говорила, что мои шутки нужно использовать только в закрытом помещении при отсутствии посторонних". Однако, постарайся не злоупотреблять, иначе тебе грозит опасность превратиться в клоунессу.
И напоследок позволь напомнить тебе слова аналитического психолога Каринэ Гюльазизовой (мы, кстати, говорили на наших страницах как раз о женщинах-политиках): "В России женщина всегда вызывает больше доверия, чтобы она ни делала и чтобы ни говорила."
Так что не подкачай...
18.06.01
Статья о работе и карьере получена: Женский журнал Клео.Ру