Истории успеха людей, сделавших карьеру, разнятся между собой. Объединяет их, пожалуй, одно: люди, добившиеся успеха на профессиональном поприще, очень хорошо разбираются в человеческой психологии.
Разбираться же в психологии босса полезно вдвойне – ведь именно от него зависит работа учреждения и окружающая работников атмосфера. Психологи выделяют следующие типы начальников.
Тип 1. Перфекционист
Перфекционист любит, чтобы все было идеально и по высшему разряду. Настроение этого «Мистера Совершенство» портится, чуть только что-то идет не так, как надо. Но стандарты этого типа явно завышены и не реальны, поэтому даже в отличной работе он найдет какие-то минусы, и похвалы от него вы не дождетесь. Особенно неприятно, когда такой босс начинает критиковать вас при всех или заставляет другого подчиненного переделывать сделанное вами. Правило, которым руководствуется перфекционист, - «Могло бы быть и лучше».
Как действовать:
Не принимайте критику таких людей всерьез. Это его проблемы, не ваши, и он выражает только свою собственную неадекватность. Такой перфекционизм часто вызван неуверенностью в собственном положении. Стремление быть самым лучшим работником и не совершать никаких ошибок может привести к совершенно противоположному результату. Если вы боитесь совершить ошибку, значит, не идете на разумный риск и не совершенствуете свои профессиональные навыки. Поэтому не бойтесь браться за новые задания, задавать вопросы, если что-то не ясно, или при необходимости просить помощи у самого перфекциониста. Очень полезно также заранее составить план действий по какому-то заданию и получить одобрение босса. Тем самым вы переложите часть ответственности на него самого.
Тип 2. Ретроград
Любые перемены в рабочей обстановке или в круге обязанностей подчиненных, пусть даже и самые незначительные, воспринимаются этим человеком «в штыки». Его устраивает имеющийся статус-кво. Измените его – и ретроград сразу уйдет в оппозицию. Причем это не всегда будет открытая оппозиция, ретрограды действуют более хитрыми и скрытыми способами. Их основное правило - «Пусть все остается по-прежнему».
Как действовать:
Лучшая стратегия – напрямую вовлечь босса в процесс перемен. Когда он станет непосредственной частью процесса, он более снисходительно отнесется к нему. Кроме того, любые изменения ретрограды воспринимают лучше, если те осуществляются постепенно и незаметно, чтобы у них было время привыкнуть к ним.
Тип 3. «Локомотив»
«Локомотив» выражает свои негативные эмоции, «выпуская пар» на других людей. Своих подчиненных он считает мелкими сошками и относится к ним враждебно, при первой возможности сваливая все неудачи на них. Он тащит за собой работу офиса, как настоящий локомотив, но действует тираническими и диктаторскими методами. Его рабочее правило - «Будет или по-моему, или никак».
Как действовать:
Не давайте подобным товарищам никакого спуску. Дайте боссу четко понять, что такое поведение по отношению к вам не пройдет. Боритесь с ним его же оружием. А если не можете, доведите до сведения вышестоящего начальства, что такое поведение только тормозит работу всего офиса. Постарайтесь также объединиться в борьбе против диктатора с другими коллегами.
Тип 4. Пофигист
Он постоянно отсутствует на рабочем месте либо так же постоянно «занят». В то же время при такой занятости у работников складывается впечатление, что босс знает о работе еще меньше, чем они. Пофигист не принимает работу всерьез и тем самым только осложняет жизнь своим подчиненным. Его жизненное кредо - «Работа может подождать».
Как действовать:
С таким боссом вам придется самой придумывать себе задания и устанавливать обязанности. И если вначале такой подход к делу вам может и понравиться, то уже очень скоро подобная неуверенность и нестабильность начинает раздражать. Хорошая тактика в этом случае - показать себя незаменимым работником и взять на себя часть обязанностей самого босса. Станьте его лучшим помощником, сопровождайте его, как вторая тень, на все совещания и важные встречи. И не пройдет много времени, как вашу деловитость заметят в более высоких кругах, и, возможно, вы сами займете место вашего босса.
Тип 5. Пожертвовавший всем
Такой тип начальника – это кровоточащее сердце всего офиса. Он приходит на работу с первыми лучами солнца, а уходит за полночь. Никакой личной жизни у него нет – только работа и еще раз работа. И такого же отношения к работе он требует от своих подчиненных. Он считает лучшим работником себя самого и в то же время чувствует, что эта жертва не оценена по достоинству. Его любимое высказывание: «Я полжизни отдал этой компании, но этого никто не ценит».
Как действовать:
Как ни грустно, лучше всего такие начальники поддаются на грубую лесть. Постоянно подчеркивайте незаменимость его вклада в работу компании, советуйтесь во всем, опираясь на его «ценный жизненный опыт», и он будет считать вас неплохим работником, даже если вы откажетесь от работы в неурочное время.
Автор: Марина Аль-Рабаки
Статья о работе и карьере получена: www.myJane.ru