В настоящее время в нашем обществе, в процессе воздействия экономических, политических и социальных факторов происходит изменение структуры общества. Исчезают одни социальные группы и появляются другие, и одна из таких формирующихся групп - это так называемые "новые русские". Она противоречива и "разношерстна". Как уже было замечено, она еще только формируется и поэтому имеет достаточно аморфную структуру, что сказывается на ее восприятии другими социальными группами. Это можно объяснить тем, что переход от одной социальной системы к другой изменяет социально-психологический климат в обществе и идентификацию его граждан.
Исследование изменений социальных идентификаций в обществе проводились учеными: Г. Вэнсоно, Х. МалевскаПейр, К. Камиллери. Выяснилось, что человек реагирует на других с позиции восприятия своего отличия от них. Если он занимает невыгодную социальную позицию, то стремится показать свое негативное отношение к людям, занимающим более высокое социальное положение. Эта ситуация называется "реактивной идентичностью". Крайней степенью "реактивной идентичности" является "полемическая идентичность". Примером "полемической идентичности" в наше время можно считать позицию большинства населения нашей страны по отношению к разбогатевшим "новым русским", которую можно сформулировать так: "в настоящее время богатым быть стыдно", "почему у него есть все, а у меня ничего?".
Изучение социального неравенства и проблема социального равенства - одна из наиболее важных тем социологии, которая проясняет очень многое в системе социальных отношений . Естественно, что в обществе еще не сложилось единого восприятия этой социальной группы. Так, например, на Западе считают, что "новые русские" это успешные российские бизнесмены, те, кто разбогател совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х гг. В России же большинство населения считает эту группу "проходимцами", "бандитами" и "лентяями".
Итак, среди этой большой группы можно выделить как минимум две подгруппы:
- Высокообразованные люди, занимающие высокие позиции в коммерческих и иных структурах, своего рода бизнес-элита нашего общества, которая, на наш взгляд, немногочисленна.
- Менее образованные, более склонные к авантюрному бизнесу "нувориши", которых, к сожалению, большинство.
Естественно, эти две группы различаются не только по своему прошлому опыту, но и по образовательному и культурному уровню, а также по стилю жизни.
Принимая во внимание все вышеизложенное, авторы работы предполагают, что существует несоответствие между восприятием "новых русских" и их самооценкой, которое в большей степени определяется процессом социальной дифференциации российского общества. В связи с этим данное исследование можно считать актуальным и современным. Объектом исследования являлись 2 группы: - Группа людей Барнаула, которые считаются "новыми русскими".
- Те социальные группы, которые не входят в данную подгруппу.
Предмет исследования: - Самооценка "новых русских" (автопортрет).
- Восприятие "новых русских" жителями г. Барнаула (социальный портрет).
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: - Контент-анализ анекдотов.
- Анкетный опрос.
- Фокусированное интервью.
Результаты контент-анализа
Из анализа анекдотов видно, что в представлении народа "новый русский" это личность, вобравшая в себя все самое худшее, что может быть на свете. Также можно заметить, что в восприятии людей отражается только одна сторона "медали". Мы понимаем, что анекдоты - это такой вид творчества, который призван высмеивать только самое плохое, но, тем не менее, какая-то часть восприятия "новых русских" здесь отражена. Для получения более глубоких данных был проведен анкетный опрос.
Результаты анкетирования
В ходе анкетирования было опрошено 300 респондентов, из них 57 процентов женщин и 43 мужчин. Специально разработанная анкета позволяла выяснить особенности восприятия "новых русских" разными половозрастными группами. Были получены следующие данные. Большинство респондентов (независимо от пола и возраста) к "новым русским" относят руководителей частных предприятий и организаций (57 %), руководителей крупных государственных предприятий (28 %) и знаменитых людей в мире шоубизнеса (26 %). Основными отличиями "новых русских" от других социальных групп, по мнению респондентов, являются: высокий уровень доходов (71 %), шикарная и дорогая машина (48 %), вызывающее поведение (36 %) и сотовый телефон (33 %).
Что касается уровня образования "новых русских", то 41 % респондентов считают их высокообразованными профессионалами, а 34 % средне образованными специалистами.
Отношение "новых русских" к тем, кто не входит в их число - 28 % респондентов оценивают как безразличное, 21 % как пренебрежительное и 19 % как высокомерное. Что касается личного отношения респондентов к "новым русским", то вырисовывается следующая картина. Отношение к данной социальной группе зависит от возраста, пола и материального положения опрашиваемых. Так, 23 % мужчин определяют свое отношение, как пренебрежительное, в то время как среди женщин данный показатель ниже в 2,5 раза. Испытывают симпатию к "новым русским" 25 % женщин, мужчинам же "новые русские" симпатичны в 2,5 раза реже. Хотя следует заметить, что как в группе мужчин, так и в группе женщин, большая часть респондентов характеризует свое отношение как безразличное, при этом у женщин этот показатель несколько ниже. Рассмотрение отношения к "новым русским" в разных возрастных группах, позволяют сделать следующие выводы: большинство опрашиваемых респондентов оценивают свое отношение к "новым русским", как безразличное, такая тенденция наблюдается практически во всех возрастных категориях. Хотя с увеличением возраста респондента растет резко отрицательное отношение к подобной категории людей. Из всех возрастных групп более лояльно к "новым русским" относятся студенты (28 %). Что касается различий отношения к "новым русским" в зависимости от материального положения респондентов, то среди живущих хуже всех доминирует пренебрежительное отношение, среди остальных категорий населения превалирует нейтральное отношение, хотя в группе тех, кто живет, не отказывая себе ни в чем, самый высокий показатель, испытывающих симпатию к "новым русским".
Результаты фокусированного интервью
В ходе фокусированного интервью было опрошено 24 человека, подходящих под критерии "новых русских", из них 4 женщины и 20 мужчин в возрасте от 28 до 47 лет. Были получены следующие сведения. Большинство опрашиваемых не считают себя "новыми русскими", поскольку в нашем обществе понятие "новые русские" несет негативный оттенок. Те же, кто считают себя "новыми русскими" под этим термином понимают некий качественный переворот в своем сознании. От остальных людей их отличает рациональный и трезвый подход к действительности, ими двигает разум, а не эмоции (что характерно для русской нации).
Практически все опрашиваемые занимаются частным предпринимательством, и только некоторые имеют собственные фирмы или магазины. Стаж работы в данной сфере деятельности у большинства респондентов составляет 5 - 7 лет. Все респонденты имеют высшее или, в крайнем случае, среднее специальное образование, но в то же время 90 % указали на то, что в их карьере образование сыграло незначительную роль. Это не говорит о том, что образование для них ничего не значит, просто в настоящее время, когда государством не ценятся образованные люди, на первый план выходит изворотливость. Опрашиваемыми отмечалось, что для того, чтобы выжить в нашем современном обществе, необходимо иметь какойто внутренний талант (в данном случае талант к предпринимательству), который дается от природы. Для большинства работа является реализацией своих идей, достижением целей, а совсем не привычкой, вошедшей в жизнь. Несмотря на то, что работа в жизни опрашиваемых играет большую роль и является ценной, на первое место по степени важности и значимости ставится семья.
Практически все респонденты имеют (75 %) или (13 %) семью. Самое главное, как говорят люди, для них - это дети, так как дети - это будущее.
На вопрос: "Обязательно ли человеку иметь семью?". Все ответили положительно, независимо от пола и возраста. Следует отметить, что женщины и мужчины проводят дома очень малое количество времени, что в какой-то степени влияет на взаимоотношения с домашними. Самыми важными "вещами" в своей жизни женщины указали семью, работу, друзей, но в то же время деньги это неотъемлемая часть жизни, но она входит в другую группу ценностей. Мужчины (71 %) на первом месте указали семью, а затем уже работу и деньги, остальные (12 %) отметили деньги, работу, а затем уже все остальное.
Таким образом, на основе полученных нами данных можно сделать следующие выводы: - Между восприятием "новых русских" различными социальными группами населения и их самооценкой существует реальное несоответствие. Большинство населения дается оценка отсутствия наличия социально одобряемых качеств у "новых русских".
- Женщины (всех возрастных категорий) относятся к данной социальной группе более лояльно, чем мужчины.
- Возрастной фактор так же оказал большое влияние на восприятие "новых русских". Так, молодежь и люди среднего возраста относятся к ним лучше, чем люди старшего возраста.
- Одним из влияющих факторов является дифференциация доходов населения. Так, люди с очень низкими доходами относятся к "новым русским" неуважительно и пренебрежительно, в то время как люди со средними и высокими доходами с симпатией, либо безразлично.
загрузка...