Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Работа и карьера » Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны

 

Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны

 

 

В настоящее время в нашем обществе, в процессе воздействия экономических, политических и социальных факторов происходит изменение структуры общества. Исчезают одни социальные группы и появляются другие, и одна из таких формирующихся групп - это так называемые "новые русские". Она противоречива и "разношерстна". Как уже было замечено, она еще только формируется и поэтому имеет достаточно аморфную структуру, что сказывается на ее восприятии другими социальными группами. Это можно объяснить тем, что переход от одной социальной системы к другой изменяет социально-психологический климат в обществе и идентификацию его граждан.

загрузка...

 

 

Исследование изменений социальных идентификаций в обществе проводились учеными: Г. Вэнсоно, Х. МалевскаПейр, К. Камиллери. Выяснилось, что человек реагирует на других с позиции восприятия своего отличия от них. Если он занимает невыгодную социальную позицию, то стремится показать свое негативное отношение к людям, занимающим более высокое социальное положение. Эта ситуация называется "реактивной идентичностью". Крайней степенью "реактивной идентичности" является "полемическая идентичность". Примером "полемической идентичности" в наше время можно считать позицию большинства населения нашей страны по отношению к разбогатевшим "новым русским", которую можно сформулировать так: "в настоящее время богатым быть стыдно", "почему у него есть все, а у меня ничего?".
Изучение социального неравенства и проблема социального равенства - одна из наиболее важных тем социологии, которая проясняет очень многое в системе социальных отношений . Естественно, что в обществе еще не сложилось единого восприятия этой социальной группы. Так, например, на Западе считают, что "новые русские" это успешные российские бизнесмены, те, кто разбогател совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х гг. В России же большинство населения считает эту группу "проходимцами", "бандитами" и "лентяями".
Итак, среди этой большой группы можно выделить как минимум две подгруппы:
  • Высокообразованные люди, занимающие высокие позиции в коммерческих и иных структурах, своего рода бизнес-элита нашего общества, которая, на наш взгляд, немногочисленна.
  • Менее образованные, более склонные к авантюрному бизнесу "нувориши", которых, к сожалению, большинство.
Естественно, эти две группы различаются не только по своему прошлому опыту, но и по образовательному и культурному уровню, а также по стилю жизни.
Принимая во внимание все вышеизложенное, авторы работы предполагают, что существует несоответствие между восприятием "новых русских" и их самооценкой, которое в большей степени определяется процессом социальной дифференциации российского общества. В связи с этим данное исследование можно считать актуальным и современным. Объектом исследования являлись 2 группы:
  1. Группа людей Барнаула, которые считаются "новыми русскими".
  2. Те социальные группы, которые не входят в данную подгруппу.
Предмет исследования:
  1. Самооценка "новых русских" (автопортрет).
  2. Восприятие "новых русских" жителями г. Барнаула (социальный портрет).
При проведении исследования нами были использованы следующие методы:
  1. Контент-анализ анекдотов.
  2. Анкетный опрос.
  3. Фокусированное интервью.
Результаты контент-анализа
Из анализа анекдотов видно, что в представлении народа "новый русский" это личность, вобравшая в себя все самое худшее, что может быть на свете. Также можно заметить, что в восприятии людей отражается только одна сторона "медали". Мы понимаем, что анекдоты - это такой вид творчества, который призван высмеивать только самое плохое, но, тем не менее, какая-то часть восприятия "новых русских" здесь отражена. Для получения более глубоких данных был проведен анкетный опрос.
Результаты анкетирования
В ходе анкетирования было опрошено 300 респондентов, из них 57 процентов женщин и 43 мужчин. Специально разработанная анкета позволяла выяснить особенности восприятия "новых русских" разными половозрастными группами. Были получены следующие данные. Большинство респондентов (независимо от пола и возраста) к "новым русским" относят руководителей частных предприятий и организаций (57 %), руководителей крупных государственных предприятий (28 %) и знаменитых людей в мире шоубизнеса (26 %). Основными отличиями "новых русских" от других социальных групп, по мнению респондентов, являются: высокий уровень доходов (71 %), шикарная и дорогая машина (48 %), вызывающее поведение (36 %) и сотовый телефон (33 %).
Что касается уровня образования "новых русских", то 41 % респондентов считают их высокообразованными профессионалами, а 34 % средне образованными специалистами.
Отношение "новых русских" к тем, кто не входит в их число - 28 % респондентов оценивают как безразличное, 21 % как пренебрежительное и 19 % как высокомерное. Что касается личного отношения респондентов к "новым русским", то вырисовывается следующая картина. Отношение к данной социальной группе зависит от возраста, пола и материального положения опрашиваемых. Так, 23 % мужчин определяют свое отношение, как пренебрежительное, в то время как среди женщин данный показатель ниже в 2,5 раза. Испытывают симпатию к "новым русским" 25 % женщин, мужчинам же "новые русские" симпатичны в 2,5 раза реже. Хотя следует заметить, что как в группе мужчин, так и в группе женщин, большая часть респондентов характеризует свое отношение как безразличное, при этом у женщин этот показатель несколько ниже. Рассмотрение отношения к "новым русским" в разных возрастных группах, позволяют сделать следующие выводы: большинство опрашиваемых респондентов оценивают свое отношение к "новым русским", как безразличное, такая тенденция наблюдается практически во всех возрастных категориях. Хотя с увеличением возраста респондента растет резко отрицательное отношение к подобной категории людей. Из всех возрастных групп более лояльно к "новым русским" относятся студенты (28 %). Что касается различий отношения к "новым русским" в зависимости от материального положения респондентов, то среди живущих хуже всех доминирует пренебрежительное отношение, среди остальных категорий населения превалирует нейтральное отношение, хотя в группе тех, кто живет, не отказывая себе ни в чем, самый высокий показатель, испытывающих симпатию к "новым русским".
Результаты фокусированного интервью
В ходе фокусированного интервью было опрошено 24 человека, подходящих под критерии "новых русских", из них 4 женщины и 20 мужчин в возрасте от 28 до 47 лет. Были получены следующие сведения. Большинство опрашиваемых не считают себя "новыми русскими", поскольку в нашем обществе понятие "новые русские" несет негативный оттенок. Те же, кто считают себя "новыми русскими" под этим термином понимают некий качественный переворот в своем сознании. От остальных людей их отличает рациональный и трезвый подход к действительности, ими двигает разум, а не эмоции (что характерно для русской нации).
Практически все опрашиваемые занимаются частным предпринимательством, и только некоторые имеют собственные фирмы или магазины. Стаж работы в данной сфере деятельности у большинства респондентов составляет 5 - 7 лет. Все респонденты имеют высшее или, в крайнем случае, среднее специальное образование, но в то же время 90 % указали на то, что в их карьере образование сыграло незначительную роль. Это не говорит о том, что образование для них ничего не значит, просто в настоящее время, когда государством не ценятся образованные люди, на первый план выходит изворотливость. Опрашиваемыми отмечалось, что для того, чтобы выжить в нашем современном обществе, необходимо иметь какойто внутренний талант (в данном случае талант к предпринимательству), который дается от природы. Для большинства работа является реализацией своих идей, достижением целей, а совсем не привычкой, вошедшей в жизнь. Несмотря на то, что работа в жизни опрашиваемых играет большую роль и является ценной, на первое место по степени важности и значимости ставится семья.
Практически все респонденты имеют (75 %) или (13 %) семью. Самое главное, как говорят люди, для них - это дети, так как дети - это будущее.
На вопрос: "Обязательно ли человеку иметь семью?". Все ответили положительно, независимо от пола и возраста. Следует отметить, что женщины и мужчины проводят дома очень малое количество времени, что в какой-то степени влияет на взаимоотношения с домашними. Самыми важными "вещами" в своей жизни женщины указали семью, работу, друзей, но в то же время деньги это неотъемлемая часть жизни, но она входит в другую группу ценностей. Мужчины (71 %) на первом месте указали семью, а затем уже работу и деньги, остальные (12 %) отметили деньги, работу, а затем уже все остальное.
Таким образом, на основе полученных нами данных можно сделать следующие выводы:
  1. Между восприятием "новых русских" различными социальными группами населения и их самооценкой существует реальное несоответствие. Большинство населения дается оценка отсутствия наличия социально одобряемых качеств у "новых русских".
  2. Женщины (всех возрастных категорий) относятся к данной социальной группе более лояльно, чем мужчины.
  3. Возрастной фактор так же оказал большое влияние на восприятие "новых русских". Так, молодежь и люди среднего возраста относятся к ним лучше, чем люди старшего возраста.
  4. Одним из влияющих факторов является дифференциация доходов населения. Так, люди с очень низкими доходами относятся к "новым русским" неуважительно и пренебрежительно, в то время как люди со средними и высокими доходами с симпатией, либо безразлично.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota услужила новым русским

• Toyota Land Cruiser Prado В этом году Toyota обновила популярный во всем мире внедорожник Land Cruiser 90, который на некоторых рынках продается как Prado. Этот автомобиль не стал в России «культовым», как более старший Land Cruiser 100, однако, он способен серьезно потеснить конкурентов на рынке настоящих внедорожников. Совсем скоро Land Cruiser Prado появится и в салонах российских дилеров.

» Французские автомобили - 1537 - читать


Капрал - новый русский пикап

Закрытое акционерное общество "ВАЗИНТЕРСЕРВИС" является давним постоянным партнером АО "АВТОВАЗ". Помимо широкого ассортимента комплектующих изделий, поставляемых на Волжский автозавод, ВИС освоил и производство специальных автомобилей - пикапов и фургонов, прототипами которым послужили вазовские модели. ВАЗИНТЕРСЕРВИС постоянно ведет свои конструкторские разработки, и недавно здесь была создана концептуальная модель ВИС-2346Э, получившая условное название "Капрал".

» Разное - 5838 - читать


Новый русский автомобиль - это мигалка, крякалка и спецномер

Сегодня московские дороги перемигиваются, как новогодняя елка, сияя спецсигналами и проблесковыми маячками. А коммерсанты прекрасно строят свой бизнес на дорожных привилегиях. В мастерской по установки атрибутов Большой власти на авто трудятся четверо электриков, без выходных и праздников вживляющих в автомобили устройства, позволяющие хозяевам и без того презентабельных машин выделиться из потока, освободить себе путь и сократить, хоть на пять минут, форсируемый участок го ...

» Разное - 4714 - читать


Hyundai Sonata: Новый русский

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Sonata Посмотреть другие фото (1) За покупателя, как известно, надо бороться. Одни производители уповают на популярный бренд, другие – на привлекательную цену, третьи делают ставку на качество.

» Обмен опытом - 3200 - читать


Роскошь по-русски: взгляд со стороны

Наталья Водянова, культовая супермодель современности из России, которая прошла и нищету, и лишения, хранит воспоминания о незабываемом кусочке роскоши из далекого детства. «У моей бабушки была шкатулка, которую она всегда закрывала на ключ: там она хранила всякие красивые вещицы», - рассказывает 25-летняя Наталья. «Но я знала, где лежит ключик, а поскольку подростком я была непослушным, то часто тайком открывала заветную коробочку и примеряла украшения. Это была настоящая н ...

» Мода - 2098 - читать



Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Работа и карьера » Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru