Напрашивается сам собой вывод, что любой бизнес обречен на эти самые 25% потерь, с чем остается лишь смиренно согласиться.
- создание в организации атмосферы доверия, открытости и взаимопонимания;
- предотвращение совершения мошенничества.
- Тщательное тестирование принимаемого на работу персонала и разъяснение требований фирмы Специалисты считают, что лишь 40% людей можно считать честными, 30% - относительно честными, а оставшиеся 30% - нечестными. Какие же методы наиболее эффективны при "просеивании" кандидатов? В зависимости от должности, на которую претендует поступающий на работу, предлагаются: проверка при помощи служб безопасности, рекомендации с одного-трех предыдущих мест работы (от сотрудников, а не кадровиков), психологическое тестирование и тщательная проверка анкетных данных. После принятия сотрудника на работу следует ознакомить его с правилами, установленными в фирме, и санкциями, налагаемыми в случае совершения мошенничества.
- Создание атмосферы доверия и взаимопонимания. Для этого важно придерживаться двух основных моментов: проведение ясной и обоснованной кадровой политики, а также установление в фирме климата межличностных взаимоотношений, позволяющего сотрудникам независимо от служебного положения, откровенно высказывать свое мнение. Ведь известно, что часто безрезультатное стремление человека обратить на себя внимание заводит его в психологический тупик, провоцируя на негативные поступки, а отсутствие возможности высказывать свое мнение лишь усугубляет ситуацию. Среди факторов, способствующих мошенничеству, можно также назвать неадекватную заработную плату, неопределенность в социальном обеспечении, неравноправие внутри организации, автократический стиль руководства, "авральный" стиль работы, недружелюбную атмосферу, болезненное соперничество, нечеткое определение должностных обязанностей.
- Фирменный "кодекс чести" В литературе по менеджменту часто говорится о том, что если вы хотите, чтобы ваши сотрудники были честны, вам следует четко смоделировать и постоянно демонстрировать образец достойного поведения. Есть, пожалуй, даже смысл в составлении "кодекса чести" фирмы, чтобы работники фирмы, подписав такой кодекс, вполне осознали предъявляемые к ним требования, а поставленная подпись, естественно, обязывала бы помнить о принятой на себя ответственности.
- Программы помощи сотрудникам. В качестве одного из "опрaвданий" мошенничества часто приводится давление внешних обстоятельств, с которыми сотрудник не в состоянии справиться самостоятельно. У фирм, которые серьезно относятся к личным проблемам своих сотрудников и действительно помогают их решать, куда меньше шансов стать объектом мошенничества. Поэтому стоит позаботиться о специальных программах помощи сотрудникам по выходу из психологического кризиса, разрешению проблем семьи, здоровья и пр.
- Неотвратимость наказания. Неизбежность наказания - один из наиболее действенных факторов сдерживания. Просто увольнение с работы - не столь ощутимое наказание, как, например, извещение членов семьи и знакомых мошенника о совершенных им действиях. Жесткая политика по отношению к виновным - мера, вполне оправданная и существенно снижающая возможность финансово-экономических преступлений.
Специалисты предлагают шесть способов предупреждения мошенничества.
- Надежная система внутрифирменного контроля Эта система должна обеспечивать: полный и всесторонний контроль, четко отлаженную систему бухгалтерской отчетности в сочетании с регулярно проводимыми контрольными мероприятиями. Здесь особое значение приобретают личные качества и компетентность работников фирмы, принципы и стиль работы управленцев, деятельность внутрифирменного аудита, регулярные инвентаризации, распределение контрольных обязанностей, проведение независимых проверок и тщательнейшее соблюдение правил документооборота.
- Предотвращение сговора между сотрудником и сторонним партнером. Примерно 71% всех злоупотреблений совершается в одиночку. Наиболее трудно выявить те 29% случаев мошенничества, которые совершаются в результате сговора, тем более, что в подобных ситуациях, как правило, фигурируют значительные суммы. Поскольку подготовка такой аферы требует длительного времени, то как профилактическое средство предлагается ротация кадров и перемещения по службе.
- Четкое информирование всех партнеров фирмы о ее политике в отношении служебных злоупотреблений Официальное письмо, уведомляющее партнеров о том, что сотрудникам вашей фирмы запрещено принимать подарки или вознаграждения от деловых партнеров, а также штамп "Подлежит аудиторской проверке" на обратной стороне бланков напоминает обеим сторонам о возможных последствиях неформальных отношений.
- Проверка персонала. Как правило, похищенные средства тратятся на так называемую "жизнь не по средствам", т.е. всякое заметное изменение образа жизни кого-либо из работающих в фирме может быть симптомом совершающегося мошенничества. Добро бы - на ранней стадии. А потому - будьте взаимно внимательны и наблюдательны, уважаемые коллеги! Особенно из службы безопасности фирмы.
- Использование анонимной информации О том, что доносить - плохо, нас официально уведомили еще во времена гласности и перестройки. Но, чтобы избавиться от моральных терзаний, всякий раз вспоминайте, что живете вы с заработанного в своей фирме. Мошенник угрожает вашей стабильности и посягает на часть вашего заработка. Раскроем карман пошире? А для того чтобы избежать всеобщей и взаимной подозрительности, пусть все работающие в фирме просто знают о существовании "горячей линии" для анонимных предупреждений и не испытывают судьбу в разных сомнительных делах.
- Политика активного аудита Использование аудита для профилактики мошенничества напоминает персоналу о том, что его работа и действия могут быть проверены в самое неудобное время.