Теперь вернемся к нашему предмету обсуждения.
Неблагонадежность, как номинализация это конец карьере любого человека, если прилипнет к нему как ярлык. Но реальность то другая, неблагонадежность, как это следует из приведенного выше лингвистического отступления, является процессом. Когда мы рождаемся, то абсолютно благонадежны в силу обстоятельств. Просто в первые дни жизни слишком мало чего можем сотворить. Но со временем наши способности и возможности растут. Мы подвержены влиянию дома, улицы, друзей, фильмов, некоторые еще и книг. Начиная с некоторого момента и практически до конца жизни наша благонадежность уже никогда не будет абсолютной.
В реальной жизни происходят различные события: одни из них повышают, другие понижают наш уровень благонадежности.
Какой же первый вывод можно сделать?
Благонадежность - это процесс, уровень благонадежности динамично изменяется вслед за событиями внутренней и внешней жизни человека и его ближайшего (значимого) окружения.
Второй вывод в том, что если мы узнаем, какие события обычно влияют на благонадежность и научимся определять их наступление, то мы получим мощный инструмент прогнозирования и предсказания определенного поведения. Пока же вернемся к определению термина "благонадежность". Тема многогранная, следовательно, и определений будет несколько.
Вторая грань проблемы тесно связана с понятием культурных и национальных норм и традиций. Когда мы теоретически подходим к этому вопросу, все представляется очевидным. То, что в Древнем Риме было в порядке вещей, например, их цирк с поединками людей с дикими животными, нам представляется совершенно недопустимым. То, что вполне объяснимо в военное время, в мирное может отказаться из ряда вон выходящее.
Однако когда дело доходит до реальной жизни, многие люди забывают или упускают из виду эти особенности. Подчас это может привести к самым нежелательным последствиям.
Иной продавец на рынке готов ответить на любые вопросы так, как хочет услышать покупатель. Продавец даже не рассматривает такое поведение как обман. Ведь у покупателя есть свои глаза, свой ум, в чем его вина? Кто виноват в обмане, продавец, который что-то приписал товару, а другое скрыл. Или покупатель, позволивший убедить его в том, что это так на самом деле.
Неблагонадежность - это поведение (или готовность к нему), в результате которого человек нарушает установленные нормы поведения. Диапазон такого поведения очень широк: один готов нарушить правила дорожного движения, другой не остановится ни перед чем, лишь бы получить желаемое.
Вот мы и подошли к новому взгляду на неблагонадежность. Это не только процесс, это еще и процесс, имеющий разную степень интенсивности. Практически каждый из нас имеет не нулевой уровень благонадежности. Кто из вас не нарушал правила дорожного движения, кто не ездил зайцем ... Это значит, что существует некий средний уровень неблагонадежности, который характеризует некоторую общность людей, объединенную одними культурно - общественно - профессиональными связями.
Уровень благонадежности среди рабочих угольной промышленности, вероятно, будет несколько иным, нежели уровень благонадежности рыночных торговцев. Уровень благонадежности руководителей финансовых учреждений будет отличаться от уровня благонадежности машинистов электропоездов в метро. В данный момент для нас важно не только существование средних уровней, важно, что они имеют межгрупповые различия. Другим словами мы не имеем права подходить ко всем с одной меркой.
Другой вывод в том, что люди не виноваты в том, что их уровень благонадежности такой, какой он есть, это и результат приспособления к среде обитания, это и результат адаптации к социально-политическим условиям и результат воспитания, самовоспитания. Если уровень благонадежности какого-либо конкретного человека находится в рамках среднего значения, то ни у кого нет оснований притеснять или проводить дискриминацию по отношению к этому человеку.
Однако, что делать, если уровень благонадежности значительно отличается от среднегруппового? Чрезвычайно сложный вопрос, у нас нет одного ответа на него и, по сути, сама книга является попыткой ответить на него.
Любая группа людей (кроме человечества в целом) входит в другую, более общую группу. Определенное поведение продавцов на рынке (махинации с весами, изменение веса гирь и т.п.) ими самими воспринимается как обычное поведение, даже больше того, как общепринятое поведение. И только на более высоком уровне обобщения, скажем, на уровне всех посетителей рынка такое поведение начинает оцениваться, как нарушающее нормы. Есть еще важный момент - продавцы знают, что они нарушают нормы, но они нарушают не свои, а нормы более общей категории людей. Свои нормы они не рискнут нарушить - наказание будет жестоким, немедленным и потери будут несопоставимы с возможной выгодой. Впрочем, в реальной жизни всегда найдется место для исключения. Что же это означает для нас? Как минимум то, что при контроле и оценке благонадежности наблюдатель должен исходить из норм принятых хотя бы на один уровень выше, чем представитель оцениваемой группы.
Чтобы оценить банкиров, нужно исходить из норм государства, в котором они действуют. А вот благонадежность международных организаций может быть оценена только на основе общечеловеческих норм и правил. Хотя возможно, что по отношению к какому-то конкретному участнику их деятельности они применили жестокие меры, например, одобрили или осуществили военное вмешательство, при котором пострадали не только виновные, но и те, кто оказался на свою беду не в том месте, в неудачное время.
Что ж пора подвести кое-какие итоги.
Неблагонадежность - это некоторый динамичный процесс, изменяющийся во времени под влиянием внешних и внутренних причин, и отражающий готовность индивида предпринять действия, которые в его социально-культурной среде более высокого уровня могут быть расценены, как нарушение существующих норм и традиций. А также и само поведение нарушающее эти нормы.