Совсем давно, еще в детстве слова "макраме" и "икебана" манили меня каким-то таинственным смыслом. Само их звучание мне очень нравилось. Тайна макраме раскрылась, когда соседка начала плести сов и зайцев из веревочных узелков, а икебана еще долгое время оставалась тайной. На самом деле слово "икебана" переводится на русский язык по-разному: "аранжировка цветов", "оживление цветов". Дословно же "икебана" - это "цветы, которые живут".
Искусство "оживлять" цветы очень популярно в Японии, но его родина - Индия. Именно оттуда икебана вместе с буддизмом проникла в Китай, а затем и в Японию, где вышла за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
В VI в. в буддийских храмах по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая.
Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Постепенно букеты рикка стали делать более низкими. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам.Японцы славятся тем, что любое дело доводят до профессионального совершенства, не терпят дилетантизма и предпочитают следовать традициям. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икебаны ведут к тому, что за пределами Японии ее часто уподобляют европейскому искусству составления букета и рассматривают как приятное времяпрепровождения. Но для японца научиться икебане - это значит вложить массу времени и труда в процесс обучения, попытаться осознать модель мироздания, с которой сравнивают икебану. В европейском искусстве составителем букета демонстрируется мастерство человека, его создавшего, тогда как в икебане все безлично. Создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных растений, ритуальный и глубинный смысл их сочетаний и расположения. Европейцы, по большей части, тяготеют к пышности, нарядности и богатству колорита; японские мастера - к предельной строгости, лаконизму в форме, ограничиваясь 2 - 3 веточками и уделяя особое внимание простым и скромным растениям.
Икебана строится по правилам:
1. Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Элементы не должны находиться в одной плоскости.
2. Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда - его диаметром и высотой.
3. При составлении икебаны сосуд должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным.
Удивительно, но икебана - это свеобразный способ для японца завести беседу, завязать какие-то отношения. Дело в том, что японский этикет не позволяет собеседникам смотреть друг другу в глаза. Японцы очень тактичны и подобное поведение расценивается ими как желание проникнуть в приватную жизнь другого человека. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Назойливое любопытство недопустимо. Именно поэтому икебана может выступать посредником между людьми. Ведь каждый цветок, каждая веточка, их форма и наклон говорят с японцем на доступном ему языке.
Так, например, зеленый цвет является олицетворением весны и, вместе с тем, символизирует восток, ибо там рождается день и весна. Красный цвет - это лето и юг; белый - отображает осень, так как именно в это время вызревает белоснежный рис. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир. Ветка абрикосового дерева для японцев - это символ красоты и изящества женщины, а глаза японок часто сравнивают по форме с зернышками абрикоса. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэ-ри - индийская сирень или сару-ториибара - повой). Из всех перечисленных растений японцы особо выделяют четыре "благородных" - орхидею, хризантему, дикую сливу и побеги молодого бамбука. Два первых цветка являются олицетворением радости, бамбук выражает мужскую волю и несгибаемость. Хризантема же официально является символом Японии.
Икебана весьма разнообразна по форме. Это и вертикальная 2-хметровая композиция и совсем небольшая (20-30 см), распластанная в плоской чаше икебана в стиле морибана. В XX веке наиболее популярным стал, так называемый, свободный стиль составления икебаны, который позволяет использовать любые материалы - стеклянные вазы различных конфигураций, бумагу или синтетическую вату, что позволяет выйти за рамки канона и традиционной символики.
Один из вариантов икебаны - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода.
Икебана - это очень сложно, но так интересно! Эстетическая миссия икебаны - это изысканное и творческое занятие профессиональным искусством, приносящее душевное спокойствие и доступное любому, кто в состоянии оторваться от повседневности и окунуться в мир прекрасного.
Ирина Кузина30.05.02
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру