Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло). Так называли просвечивающие стеклянные картины, выполненные, как правило, в технике классического свинцово-паечного витража, т. е. собранные из кусочков стекла в свинцовом переплете.
По мере развития данного направления в искусстве (а это именно искусство) в качестве оправы стали использовать самые разнообразные материалы, в зависимости от задач, поставленных перед витражным перекрытием.
В некоторых случаях стекло или часть его заменяли природным камнем, раковинами, слюдой: В общем, к середине XX в. понятие "витражи" расширилось.
Появились не только узкие специализации в их изготовлении, но даже имитации - более дешевый вид украшения оконных проемов. Последние, как водится, исполнялись на пластмассе, целлофане или бумаге, те же, в свою очередь, наклеивались на стекло. В последнее время витражом стало модно называть остекленные многосекционные конструкции рам и перекрытий, которые могут иметь сложные формы, издалека напоминающие рисунок медальонов готических витражей или жилки оправы, скрепляющей стекла.
Многовековая традиция придала классическому витражу непо- вторимый шарм, что, конечно же, позволило ему более выигрышно выглядеть среди своих "младших собратьев". Однако и его изобразительные возможности имеют ограничения: во-первых, очень сложно придать металлической протяжке геометрически строгую форму - в соответствии с чем практически невозможны длинные прямые отрезки или идеальные окружности; во-вторых, те же естественные ограничения при работе с металлом и стеклом не позволяют создавать витражи с множеством малых элементов; в-третьих, классический витраж непрочен, его невозможно вставить, скажем, в часто открываемую и закрываемую дверь, так как металлическая конструкция может разрушиться от вибрации. Не стоит забывать о стоимости и сроках производства подобного украшения. Впрочем, эстетика и наслаждение его филигранностью - категории, которые со счетов тоже не сбросить.
Другой пример - пленочные витражи. На сегодняшний момент это наиболее дешевая имитационная техника, требующая наменьших затрат времени. Но, как и у любого компромисса, у пленочных витражей также есть негативные моменты, как-то: визуальное восприятие отличий от настоящего, а также недолговечность и непривлекательная способность выцветать, вследствие чего для крупных экстерьерных решений пленочный витраж совершенно не подходит.
В последнее время на российском рынке появилась новая технология изготовления этих декоративных элементов - путем нанесения полимерного контура на цельное закаленное стекло. Созданные таким образом витражи, в принципе, можно назвать имитациями, однако они имеют большое количество уникальных преимуществ: с одной стороны, в сравнении с классическими собратьями выглядят достойно, с другой - их физические характеристики позволяют значительно расширить сферу привычных представлений о направлениях витражного искусства. По сути, это не имитация классического витража, а принципиально новая техника его исполнения.
Да и цена приятно отличается: она зависит от размеров и толщины стекла, длины и сложности контура, площади закрашенной поверхности и количества цветов, но все же не так велика. В среднем стоимость витража, выполненного в данной технике, в 1,5-2 раза ниже. Большим плюсом является и то, что для воплощения замыслов нет ограничений по площади. Все это открывает перед витражами новые и весьма широкие перспективы: теперь они переходит из сугубо элитарного и штучного предмета роскоши в доступный элемент интерьерного решения. Посмотрите сквозь многоцветье витражей на окружающий мир - не правда ли, что-то в нем изменилось?!
По материалам фирмы "Витражная Мануфактура №1" /redir.php?url=ivldesign.ru%3C%2Fb%3E%3C%2Fp%3E
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru