Украшение дома - это искусство, имеющее свои правила, но при этом не ограничивающее строгими рамками полет вашей фантазии. Согласитесь, что спорить с этим трудно. Изысканная скатерть, тщательно и с любовью выбранные ваза или светильник, необычные часы, изящная картина в старинной раме - все эти и еще великое множество других аксессуаров способны оживить и придать неповторимое обаяние практически любому, даже самому строгому и холодному интерьеру.
Поэзия стекла
Еще в детстве, бродя по залам Эрмитажа, а потом в юности, работая в Павловске, я могла часами простаивать перед вазами Галле. Их изящные, ни на что не похожие формы завораживали, а глубина многослойного стекла и игра света притягивали взгляд и манили своей таинственностью.
Когда же совсем недавно в со-
временном магазине я увидела стекло Галле, то просто не поверила своим глазам и была поражена, поняв, что изделия, выполненные в этой удивительной и неповторимой технике, можно купить и украсить ими свой дом.
Эмиль Галле (1846-1904) был уникальной личностью. Этот чрезвычайно талантливый и энциклопедически образованный человек, давший свое имя целому направлению в развитии декоративно-прикладного искусства, являлся одновременно ученым-ботаником, незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Во всех сферах своей многогранной деятельности ему удалось добиться серьезных результатов.
А что такое стекло Галле, имеет представление всякий, кто хоть раз заглядывал в Эрмитаж или любой другой крупный музей мира.
Наверное, любовь Галле к стеклу не была случайной. Ведь стеклоделие испокон веков процветало в Лотарингии. Еще в XVI веке практически каждая деревня или любой заштатный городишко Лотарингии имели свою стеклоплавильную печь, а их продукция была хорошо известна по всей Европе и успешно соперничала с произведениями из знаменитого венецианского стекла. Возглавив в середине семидесятых годов XIX века торговый дом Галле-Рейнемер - семейное предприятие родителей, выпускавшее зеркала, изделия из стекла и керамики, - Эмиль Галле проводит ряд экспериментов с технологией эмалевых красок, в результате которых традиционная роспись цветными непрозрачными эмалями приобретает новое звучание.
Следующим этапом становится разработка Галле стеклянных изделий с цветочными формами. Однако всемирную славу Эмилю Галле и его знаменитому стилю создали непревзойденные вазы.
Своеобразный толчок развитию творчества Галле дали изделия из цветного многослойного резного стекла китайских мастеров и английские "камейные" вазы. Будучи большим художником и ученым, он не копирует популярные изделия, а, отталкиваясь от опыта разнообразных известных фирм, усовершенствует технику многослойного стекла, известную с античных времен, и использует все заложенные в ней возможности. Эмиль Галле первым начал примешивать к стеклянной массе окислы металлов, прокладывать между слоями металлическую фольгу, добавляет к технике сложного многопланового травления технику маркетри. С помощью такого травления художники создавали изящное кружево черно-белых витражей, а техника маркетри в наши дни получила название фьюзинг. Схема довольно проста: из разноцветных кусочков стекла собирается картина, и после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое.
Но все эти технологические приемы не были для Галле самоцелью - он стремился к достижению гармонии формы и содержания, к выражению посредством рисунка своих идей философа-символиста. Главным же мотивом творчества Галле становится его любимая лотарингская орхидея. Этот изысканный цветок, "с неповторимой странностью форм, своеобразным запахом, колоритом, грациозностью и возбуждающей таинственностью", как писал о нем сам художник, благодаря уникальным произведениям великого мастера стал одним из основных символов стиля модерн.
Просуществовавшая после смерти Галле в 1904 году чуть более тридцати лет, знаменитая на весь мир мануфактура не выдержала экономического кризиса тридцатых годов и в 1936 году была продана с молотка. Но тем не менее последователи стиля Галле работают и в наши дни, создавая современные вещи по самым интересным образцам в технике, максимально приближенной к тому, что изобрел в свое время Эмиль Галле.
Изысканные вазы и светильники, от самых маленьких до огромных, украшенные изображениями цветов, стрекоз и бабочек, вызывают романтическое настроение. Луч света, попадая на стекло, создает неповторимую игру света и тени, оживляя изображение. Удивительная глубина и мягкие неназойливые цвета, плавно переходящие из одного в другой, завораживают взгляд: Поэтому не случайно стекло Галле уже на протяжении полутора веков пользуется необычайной популярностью не только у знатоков искусства, но и у ценителей изысканных интерьеров и домашнего уюта, являясь неотъемлемым признаком респектабельности и аристократизма.
В традициях старых мастеров
Во многих семьях есть традиция передавать по наследству семейные реликвии: старинные фотографии, изящная прозрачная акварель, выразительная в своей строгости гравюра, сочный, яркий натюрморт или романтический пейзаж - все эти вещи, помещенные в интерьер дома, не только подчеркивают его индивидуальность, но и создают ощущение связи времен. К сожалению, не у всех сохранились семейные архивы и милые сердцу безделушки, позволяющие почувствовать обаяние старины и дыхание времени.
Но в Италии, где каждый камень дышит древностью, еще во второй половине прошлого века начали выпускать картины, эстампы, гравюры, часы и зеркала, возрождая старинные традиции итальянских мастеров. Изысканное искусство Флоренции и Венеции, копии картин мастеров эпохи Возрождения, классицизм, импрессионизм, сюрреализм, пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины - на любой вкус, для любого интерьера. Эстампы, масляные репродукции, гравюры, отпечатанные типо-
графским способом, доводятся вручную и искусственно состариваются, что придает каждому изделию индивидуальность и таит особую прелесть. А выполненные на керамике натюрморты или изображения отдельных плодов и цветов придадут неповторимое изящество вашей кухне или столовой.
Особого упоминания заслуживают рамы: они сделаны из ценных пород дерева (итальянский орех, ясень, каштан и дуб), которые прекрасно сочетаются с позолотой и бронзовыми элементами в рамах классического стиля или выглядят нарочито грубовато, обрамляя картины на керамике. Их изготавливают вручную, тщательно придерживаясь старинных технологий. К каждой картине подбирается рама соответствующей формы, цвета и стиля. В результате специальной обработки рамы кажутся действительно старыми, даже изъеденными жучком, хотя дерево находится в прекрасном состоянии и будет служить многие десятки лет. В конце технологического процесса рамы выдерживают в пчелином воске в течение двух месяцев, что придает древесине особую прочность и теплоту.
Разнообразие картин позволит украсить интерьер любого стиля, подчеркнуть его индивидуальность, почувствовать связь времен.
По материалам компании "Мебель из Финляндии, Дании, Англии, Италии"
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru