Вьется, вьется ковровая дорожка, да по чисто вымытому деревянному полу, пестрая и веселая, сотканная из сотни разноцветных нитей: Наверное, именно так большинство из нас представляет себе традиционное для русского дома ковровое покрытие.
Действительно, долгие века изделия, выполненные в лоскутной технике и аппликации, вязаные и макраме являли собой обязательный атрибут декора интерьера жилищ наших предков. Тем не менее народное искусство Киевской Руси не привилось - осталось в музеях да деревнях. Зато, словно отдавая дань уважения далеким кочевым предкам (или, быть может, в память о нашествии монголо-татар), для сегодняшнего коттеджа мы выбираем изобретение, ставшее прообразом и пресловутой дорожки, и покрывала на сундук, и подстилки на лавку. Изобретение в истинно восточном стиле: ковровое покрытие, с древней историей на современный лад.
Made in..?
Что бы ни говорили злопыхатели, а большинство исследователей сходятся на том, что именно Персия (или нынешний Иран) является родиной классического восточного ковра. Тем не менее, пропев заслуженный панегирик в ее честь (см. «Загородное обозрение» №10), обратимся к «продукции», выполненной, образно выражаясь, методом параллельным с «классическим» ковроткачеством. Стоит признать, что наряду с шедевром, коим является ковер - огромных размеров, с красноречивой сюжетной линией, непередаваемыми по степени чистоты и совершенства красками, а также упрямым (мягким, шелковистым, густым, нежным, упругим, длинным, волнистым и т. д.) ворсом, - существовали и куда как более прозаичные изделия, подчас имеющие не меньше прав называться произведением искусства. Килимы и паласы, циновки и половики, сумахи и чийи, кошмы и сырмаки, текеметы и кийизы, давагины и супрадумы: Решительно и бесповоротно исключив из бесконечного списка знакомые гобелены, сюзане и шпалеры, все вышеперечисленное смело стелится на пол, служит украшением дома, создает тепло и уют. Да, чего только не выдумало человечество, чтобы облагородить жилище!
Буквально утонув в потоке незнакомых слов, в качестве соломинки можно ухватиться за то, что речь идет о довольно близких по смыслу вещах, а именно - о напольных ковровых покрытиях. Правда, без привычного ворса, порою нетканых, но от этого ничуть не меняющих своего основного назначения.
Паласы, килимы, сумахи
Для подавляющего большинства безворсовых ковров как на Востоке, так и в Европе традиционно использовали шерсть. Практически повсеместно она была сырьем доступным, довольно дешевым и несложным в последующей обработке: ее стригли, вычесывали, предназначенную для крашения - отмачивали и обезжиривали, красили и сушили, после чего пускали в производство. Источником получения шерсти, как правило, служил овечий или козий волос, в странах Востока - еще и верблюжий. Кроме того, безворсовые ковры плели из конопли и хлопка. Двусторонние безворсовые килимы ткали на тех же станках, что и узелковые ворсовые ковры, с некоторой разницей в технологическом процессе. Разумеется, они получались значительно тоньше обычного ковра, а потому зачастую служили не только напольным украшением, но и покрывалом, и портьерой.
Самые простые в художественном отношении килимы представляют собой обычные полосатые паласы. Однако в зависимости от моды, эпохи и места производства рисунок килимов мог значительно отличаться. Так, для традиционного восточного килима были характерны многократные повторения элементов в рисунке, например шестиугольных медальонов или последовательно расположенных ромбов; широкое распространение получили и цветочные мотивы. Европейский же килим отличало некое сочетание декоративных черт, присущих как восточной, так и западной традиции, в частности орнаментики. Стилистика менялась и со сменой эпох: средневековье, допустим, было отмечено пристрастием к геометрическому орнаменту, а эпоха барокко, напротив, стала временем распространения восточных растительных мотивов. Разумеется, в дальнейшем в сюжетах ковра не могли не отразиться и эпоха модерна, и революционный двадцатый век, и современность.
Больше других нам известно слово «палас». В 1960-70-е годы этот ковер стал украшением чуть ли не каждого советского дома. Паласом без разбора называли любой ковер, любое напольное покрытие. В действительности палас - это безворсовый двусторонний ковер ручного ткачества. И вряд ли многие могут похвастать тем, что в их доме был когда-то не ковер с коротким ворсом и синтетической основой, а настоящий, сделанный в Средней Азии или на Кавказе, привезенный из Индии, Ирана или Турции потомок знаменитого персидского паласа.
Еще одним знаменитым безворсовым ковром стал сумах - односторонний ковер. Рисунок сумаха в художественном отношении несколько сложнее, чем паласа: вводятся узорные и рельефные полосы, которые чередуются с гладкими. Сумах отличается оригинальностью, а также утилитарностью: он достаточно плотный и не собирает пыль, но в то же время мягкий и пружинистый. Технологические особенности изготовления сумаха обеспечивают ему малую теплопроводность, что делает этот ковер чрезвычайно функциональным. В прошлом у кочевых народов сумах использовался не только как напольное украшение, но и как «строительный материал» для самой юрты. Сумах считался дорогостоящим изделием, на него можно было выменять коня или корову.
Как правило, орнамент сумаха был геометрическим и состоял из крупных центральных медальонов или множества мелких, расположенных в шахматном порядке. Нередко в орнаментах можно было встретить антропоморфные и зооморфные элементы. Композиции на сумахах разнообразны, впрочем, стилистика рисунка довольно сильно менялась в зависимости от места производства и обычаев народа.
В советские времена килимы привозили в Россию не только из Средней Азии, но и из «шестнадцатой» республики СССР - Болгарии и некоторых других стран «соцлагеря». Многие помнят в 60-70-е годы шерстяные тканые коврики на столиках или тумбочках, иногда на креслах или диванах и в исключительных случаях - на полу: традиционные сувениры из заграничных поездок по странам Балканского полуострова или европейской Польши.
Все цвета радуги
Для изготовления ковровых покрытий использовали шерсть естественной цветовой гаммы или же окрашенную специальными растворами. Испокон веков способы и рецепты окрашивания оставались тайной родов и мастерских, которые передавались из поколения в поколение. Так продолжалось вплоть до XIX века, когда на помощь трудоемкому и технически сложному кустарному производству пришел прогресс: широкое распространение получили химические красители. Причем не только в Европе, но и в большинстве стран Востока, где ковровое дело еще долго продолжало оставаться одним из основных ремесел. Использованию достижений науки не могли помешать даже суровые меры и запреты, вводимые восточными правителями. Например, в Персию искусственные красители проникали под страхом закрытия фабрик и несмотря на жестокие наказания, которым подвергались работники, уличенные в ослушании мастера: провинившемуся красильщику отсекали правую руку: Вскоре, правда, такие бесчеловечные методы ушли в прошлое, и уже после Первой мировой войны химические красители широко внедрили в практику. Однако, несмотря на открытие анилиновых, а позже и множества других синтетических красителей, определенные свойства растительных пигментов в ряде случаев еще долго оставались незаменимыми.
С чем только не экспериментировали умельцы, чтобы добиться нужного оттенка краски! К примеру, основой для получения красного цвета служил шарлаховый жук, обитающий в Северной Америке и на Канарских островах. А вот красильная марена, дающая темную лилово-красную краску, добывалась из растения, распространенного в Южной Европе. Для получения синего цвета использовали тропическую индигоноску, разные виды лишайников или размолотую дубовую кору. Желтая краска добывалась из орлеанового куста, цитварной куркумы или шафрана; зеленая - из крушины и сафлора; черная - из раствора чернильных орешков или селитры, уксуса или сока гранатовой кожуры, винного камня или железной ржавчины. Впрочем, на сегодняшний день довольно сложный процесс сбора сырья, приготовления и использования натуральных красителей представляет интерес лишь для историков и специалистов в области декоративно-прикладного искусства. Современное же ковроткачество с успехом применяет достижения химической промышленности, что не могло не сказаться и на качестве: сегодняшние покрытия надежно защищены от недостатков, свойственных коврам, окрашенным растительными пигментами, таких, например, как потеря интенсивности цвета, порча или разъедание шерсти, ломкость или выпадение нитей. Кроме того, сегодняшние красители являются одновременно антистатиками и в большой степени веществами, препятствующими впитыванию покрытием пыли и грязи.
Кручу-верчу, запутать хочу
Наверное, у каждого народа и в любой стране есть нечто особенное, что отличает их от всех остальных. В Швейцарии это часы, сыр и шоколад (по правде говоря, последний у нас ничуть не хуже), во Франции - духи, в Швеции - «ИКЕА», в Англии - знаменитые туманы и т. д. Мы, надо заметить, тоже не лаптем щи хлебаем - у нас есть валенки. Воистину, они стали своеобразной эволюционной ступенью в развитии одного из древнейших промыслов. В этом же ряду и изготовление войлоков, которые представляют собой группу довольно разнообразных ковров. Кошмы из овечьей или верблюжьей шерсти долгие века были «фирменным продуктом» народов, занимающихся скотоводством. Строительство юрт считалось основной сферой применения этих уникальных изделий. И все благодаря великолепным тепло- и звукоизоляционным свойствам войлока, а также его знаменитому «долголетию». Параллельно с функциональной развивалась и эстетическая сторона: кошма становилась одновременно и декоративным предметом, украшенным орнаментом, цветными лоскутками, аппликацией, узорной стежкой или вышивкой. Сегодня традиционная кошма, несомненно, будет эффектной деталью любого интерьера, тем более что есть из чего выбирать: мода на «этно» диктует расширение ассортимента аксессуаров в стиле «народных промыслов».
Этно на гребне
В то время как народы Востока и Средней Азии с успехом эксплуатировали утилитарные и декоративные свойства шерсти, население Океании, Африки и ряда стран Южной Азии совершенствовало плетенки из соломы, камыша, тростника и прочего растительного сырья. Даже такие, казалось бы, незатейливые материалы позволяли наряду с сугубо полезными свойствами циновок добиваться и определенных художественных высот. Помимо замысловатых узоров и переплетений из сухих стеблей тростника, циновки нередко покрывали этническими рисунками, украшали кистями, раскрашивали в разные цвета и т. д. Не будет преувеличением сказать, что циновка обошла большинство наших домов, оставаясь одним из самых распространенных видов напольного покрытия. Мода на «вьетнамскую соломку» кажется вечной, появляются лишь новые, более изысканные виды.
Меж тем популярный сегодня стиль этно подразумевает оформление интерьера в «народных» традициях, а народы, как известно, бывают разные, и традиции у них тоже. Поэтому экспериментировать с обустройством дома - одно удовольствие. Тем более что, в отличие от наших далеких предков, заботящихся главным образом об утеплении жилища, сегодня мы можем акцентировать внимание на декоративных свойствах того или иного покрытия. В конце концов, отопление не позволит замерзнуть зимой!
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Юсеф Ростампур,
генеральный директор Центра персидских ковров «Санам ПКР»:
Одним из важных элементов качества ковра считается количество узлов и толщина использованного материала (шерсть, шелк, хлопок). Чем тоньше материал - тем больше узлов. При этом с увеличением количества узлов толщина ковра уменьшается и рисунки становятся более четкими и красивыми. Узелки ковров считают на одном квадратном метре. В шелковом ковре их может быть до 1 200 000 штук.
Ковры всегда украсят помещение и добавят уют и элегантность. Без ковра интерьер любого красивого дома, каким бы он ни был, - словно книга без эпилога. Богатый рисунок украсит однотонный пол - и керамический, и паркетный. Ковер на полу подарит тепло в долгие и холодные петербургские зимы. Ведь так приятно плавать в изгибах теплых цветов лежащего под ногами персидского ковра, когда на улице тридцатиградусный мороз.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru