Пережить смерть близкого человека очень трудно. Каждый проходит этот путь в одиночку и справляется со своим горем сам. Утверждение, что время лечит - слабое утешение. Кажется, что рухнул мир, и в нем никогда не взойдет солнце.
Однако жизнь не прекращается.
Чтобы вернуться к ней, нужны силы, и многие находят их в религии. Соблюдение ритуалов, посещение церкви, смирение и вера в бессмертие души - мощный стимул и спасение от отчаяния. Если есть силы, надо молиться: и о том, для кого жизненный путь завершился, и о тех, кто разделяет с тобой горькую утрату, и о себе, чтобы сохранить способность любить, ценить отпущенное на земле время, стать кому-то опорой и быть достойным человеческой привязанности в этом непростом мире.
Смерть - тяжкое испытание: из жизни уходит так много, что естественной становится переоценка самых значимых ценностей. Важно не потерять себя в поисках ответа на извечный вопрос: как жить дальше? Возможно, стоит пристально посмотреть вокруг: ведь рядом всегда найдется кто-то, кому сейчас еще хуже, еще тяжелее. Бескорыстная помощь тем, кто в ней остро нуждается - это не способ уйти от своей беды. Просто сочувствие и сострадание выводят из замкнутого круга личного страдания, и чужая боль воспринимается как сигнал к действию, к активным поступкам, которые нельзя отложить до завтра.
Позаботиться о тяжело больном ребенке, предложить свою помощь в отделении геронтологии, оплатить коммунальные счета престарелой соседке, в конце концов, накормить бездомного бродягу - не подвиг, а возможность постичь, что такое самоотречение.
Память нельзя выключить, как электрическую лампочку. Но думать о том, кто ушел, надо светло. Вспоминать только хорошее, запретить себе бесконечно прокручивать момент смерти и погребальной панихиды, говорить о достоинствах и не вспоминать негативного - это тоже важно. Человек просто перестал быть рядом, нет возможности притронуться к нему рукой, рассказать о своих проблемах, попросить совета. Но мысленно можно обращаться бесконечно: и говорить, и спрашивать, и делиться сокровенным.
Если невыносимо видеть принадлежавшие ему вещи, их надо раздать знакомым. Такой обычай существует в православии, и мудрость его очевидна: живые думают о живых.
Не стоит противиться потребности часто бывать на кладбище. Это новая реальность отношений, и к ней придется привыкнуть. Если к месту захоронения ноги не несут, не надо себя корить - ведь любовь не станет меньше, если думать об умершем не на его могиле, а везде, где бы ни находился.
Трудиться до пота, высушить слезы, занять руки работой, а мысли - насущными заботами. Научится снова видеть солнце - разве не этого хотел бы тот, кто, уходя, прощался с нами словами: «Оставайтесь с Богом»?