Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Изящная простота Востока

 

Изящная простота Востока

 

 

Существует представление, что, используя набор определенных штампов, например, поместив рядом с дорожкой из каменных плит и гальки каменный фонарик и посадив японский клен, мы получим японский сад. Это заблуждение. Создать настоящий японский сад можно без каких-либо заимствований материалов и технологий. Главное - передать саму его суть, глубинную идею.

Чтобы понять, чем в действительности является этот феномен, нужно знать культурный контекст, в котором он возник и развился.

загрузка...

 

 

Архитектура и ландшафтная архитектура: Европа и Япония

Садовая архитектура не существует сама по себе, она является частью культуры общества в данное время. Сад обычно находится рядом с жильем и во многом связан с его обликом. Традиционные японская и европейская архитектуры не только непохожи - они противоположны по своим принципам.

В Европе, куда мы относим и Россию, дом - безопасное теплое место в холодном враждебном окружении. Толстые стены надежно разделяют интерьер и внешнее пространство. Европейское садовое искусство тоже во многом является хроникой подчинения природы человеку, воплощенной в противопоставлении рукотворного и естественного.

В Японии же, с ее теплым и влажным климатом, понятие дома (минка - жилой дом) практически тождественно понятию крыши над головой. Основой всей конструкции являются деревянные столбы (сечением 121 х 121 мм), которые держат черепичную или соломенную крышу с характерной стропильной системой. Несущими элементами являются только эти столбы; легкие стены не играют никакой конструктивной роли, они не задерживают тепло и холод. Сдвижные перегородки cедзи, оклеенные полупрозрачной бумагой, скорее объединяют окружающее пространство и интерьер, чем разъединяют их. Иерархия помещений четко отражается материалом покрытия пола и его уровнем: кухня и хозяйственная часть дома имеют земляной пол; дощатая терраса поднята над землей, как и покрытая толстыми соломенными матами - татами - жилая часть. Размеры всех элементов стандартизированы, измеряются в кенах (примерно 1,8 м) и соотносятся со стандартным размером татами (0,9 х 1,8 м, то есть 0,5 х 1 кен). Такая стандартизация, по-видимому, связана с тем, что детали дома изготавливались в мастерских, а строительство сводилось к их монтажу, занимавшему всего несколько дней.

Поэтому в Японии традиционно отношение к дому, как к временному сооружению, которое легко построить заново или восстановить. Сад же - нечто намного более ценное - ведь деревья должны расти много лет, чтобы они приняли нужную форму, камни должны покрыться мхом, и все вместе - приобрести патину старины и неподдельности.

История возникновения

Сады при городских усадьбах известны в Японии еще с периодов Асука (593-710) и Нара (710-794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото. Из Китая пришла и религия (буддизм).

В 607 году китайский император приказал построить пространный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой - 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Наре (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.

В период Хэйан (конец VIII-XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. Хэйан - эпоха богатства и процветания Японии. Спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. У аристократов появилось время и возможность для увлечения строительством и разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле синден, их сады были великолепны. К концу периода Хэйан сады резиденций придворной аристократии сравнивали с земным воплощением рая (стиль Дзедо). К этому времени складываются принципы использования асимметрии и духа местности ("принимай во внимание окрестности") в садовом дизайне.

В XIV-XV веках дзен-буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии; одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. В период Камакура (1185-1392) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзен-буддизмом. Садовое искусство начинает переходить в руки все более влиятельных дзен-монахов. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергался упрощению, редукции, отбрасывалось все несущественное. Значительную роль играл символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзен-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма достигает расцвета. В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко - ее создатель - формулирует четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно придумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники имеют в своем распоряжении целые армии, которые они используют в том числе и для перемещения огромных камней и обустройства новых землевладений.

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех - "эпоха воюющих провинций". Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем владение мечом.

Во второй половине XVI века Япония объединяется под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает исходные положения создания сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии - кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби. (Саби - букв. патина. Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби - уединенность, безыскусность, скромность.)

Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.

На рубеже XVI и XVII века столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет - они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников, и становится профессией ремесленников. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки по историческим мотивам.

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в ходе реставрации Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.

С открытием страны для иностранцев и запад получил японские идеи.

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в своем городском жилище) - вот что черпает современное садовое искусство в традиционной японской культуре дома и сада.

По материалам компании "СпецПаркДизайн"


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Изящная простота Востока":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Caldina: Звезда Дальнего Востока

В тесте участвуют автомобили: Toyota Caldina После введения новых таможенных ограничений покупатели подержанных иномарок европейской части страны все чаще стали поглядывать на Восток, где цены ниже, а качество машин выше. "Дальневосточная зараза" - японские автомобили доползли аж до западной границы! И это понятно: "шестилетки" на владивостокском "Зеленом углу" не редкость, а стоят куда дешевле немецких собратьев. "Фольксваген-Пассат" по-японски Универсал " Тойота Калдина" ...

» Японские автомобили - 3639 - читать


Toyota Camry: Звезда востока

В тесте участвуют автомобили: Toyota Camry Выпускаемую сейчас Toyota Camry без преувеличения можно назвать мечтой российских автолюбителей, принадлежащих к среднему классу. Автомобиль действительно получился очень интересным, да и цена привлекательна.

» Японские автомобили - 2955 - читать


Lancia Kappa: Изящная респектабельность

В тесте участвуют автомобили: Lancia Kappa Планы производства в России автомобилей концерна "ФИАТ" обретают все более реальные черты. Вслед за собственно фиатовскими моделями называют уже "Лянчу".

» Немецкие автомобили - 2492 - читать


Автонатиск с востока

Словосочетание «китайский автомобиль» у многих вызывает усмешку. Что ж, вспомним: появление первых автомобилей тоже в свое время было воспринято как нечто забавное. Но сначала в Европе, а затем в Америке автомобиль довольно быстро завоевал место под солнцем.

» Познавательное про авто - 2481 - читать


Chery Fora: Через запад на восток

В тесте участвуют автомобили: Chery Fora Мы успели привыкнуть к тому, что каждый китайский автомобиль в той или иной степени скопирован с иностранного. Похоже, этот – исключение из правил?

» Познавательное про авто - 2463 - читать



Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Изящная простота Востока

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru