Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Мода на естественность

 

Мода на естественность

 

 

За последние годы в окрестностях Петербурга появилось множество загородных домов - русские избы, скандинавские коттеджи и небольшие замки. И почти везде территория вокруг них остается неухоженной. Максимум - выложенная плиткой дорожка к воротам да пара деревьев. Культура загородной жизни у нас только формируется.

А ведь правильно организованное пространство вокруг дома может стать идеальным местом отдыха от бешеного ритма городской жизни.

загрузка...

 

 

И его не сравнить ни с мягким диваном, ни с оборудованной по последнему слову техники ванной комнатой.

Вспомните, какое значение придавали садам и паркам любители загородной жизни в прошлые века. Даже владельцы небогатых усадеб не жалели ни сил, ни средств на планировку и украшение участка вокруг дома, не говоря уже о царских резиденциях - Пушкине, Павловске, Петергофе!

Парк был местом, где принимали друзей, предавались раздумьям, музицировали. И он всегда отражал не только вкус, но и мировоззрение хозяев. Конечно, сегодня вряд ли кто-то может позволить себе такую роскошь, как парк в сотни гектаров. Но сформировать пространство вокруг дома сообразно своим желаниям и вкусу доступно каждому. Оно станет продолжением дома - его зелеными комнатами.

Уставшего от суеты мегаполисов современного человека неудержимо влечет к природе. Поэтому сегодня на пике моды так называемые пейзажные, или ландшафтные, парки. О них - их истории, философии, основных архитектурных элементах - эта статья.

Рождение идеи

Пейзажный парк предназначен для прогулок и созерцания картин естественной природы. Его отличает свободное расположение дорожек, аллей и других элементов планировки, наличие больших водоемов, полян, рощ, организованных в определенную пространственную систему. Яркие примеры таких парков можно увидеть в Павловске, Гатчине, Царицыне.

Принято считать, что пейзажные парки появились в 70-х годах XVIII столетия. В то время Екатерина II писала Вольтеру: "Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер; глубоко презираю прямые линии". Почему "в английском вкусе"? Именно в Англии с ее своеобразными природными условиями идея создания пейзажных парков воплотилась наиболее ярко. Невысокие холмы, обширные пастбища, рассеянное освещение, мягкий влажный климат и частые туманы, создающие особые эффекты воздушной перспективы - неповторимый колорит. Не случайно такие парки называют еще и английскими.

Однако мысль об устройстве парков зародилась раньше 1770-х годов. Огромную роль в этом сыграли философские взгляды того времени (возвращение к природе, воспитание "естественного" человека) и поэзия. Дмитрий Лихачев в своей книге "Поэзия садов" пишет: "Пейзажный парк в собственном смысле этого слова появился в литературе раньше, чем в натуре. "Естественный" садовый пейзаж прообраза всех садов - рая описан еще в четвертой книге "Потерянного рая" Мильтона: серпантинные линии, натурально текущие ручьи, естественные озера, холмы и долины, свободный рост деревьев, свет и тень, открытые луга, контрастные виды".

Возникновение пейзажных парков связано также с интересом европейцев к Востоку, где сады и парки всегда имитировали естественную природу. "Китайщина" ("сhinoiserie") в ХVII веке проникла во все виды искусства. Впервые название "пейзажный", или "живописный" (picturesque имеет оба значения), в 1727 году ввел Кристофер Хасси. Появление названия для нового явления всегда говорит о том, что оно осознано обществом. Этот период и следует считать началом пейзажного стиля в садоводстве.

Садово-парковая философия

Первыми садоводами, создавшими английские парки, были поэт Александр Поуп и Томас Бриджмен. Затем появился гениальный пейзажный садовод Вильям Кент (1684-1748). Именно ему было дано прозвище "отец нового садоводства". Один из современников писал о Кенте: "Он перескочил через садовую изгородь и увидел, что вся природа - сад".

Его основные принципы заключались в создании живописных перспектив и распределении света и тени в пейзаже. Он стремился к непрерывной смене картин, подбирая для этого разные по характеру пейзажные композиции. Кент считал, что в парках не должно быть прямых аллей, поскольку их нет в природе. Созданные им прекрасные пейзажи производили впечатление естественных: легкие извилистые дорожки бежали вокруг холмов, вдоль речек и живописных ручьев. Вильям Кент умело показывал красоту отдельно стоящих деревьев, прекрасно чувствуя силуэт, форму, цвет и фактуру кроны. Его подражание природе доходило до того, что он "вписывал" сухие деревья в живой пейзаж.

Творения Кента, к сожалению, не сохранились. Они известны только по восторженным описаниям современников.

Пейзажные парки пришли на смену регулярным, в которых царили прямые линии и симметрия, а деревьям искусственно придавались причудливые формы. Этот стиль всегда связывался с Францией и получил название "французский". Самый известный регулярный парк в Версале.

Появление в садово-парковом искусстве нового стиля вызвано прежде всего новыми философскими воззрениями. Восемнадцатое столетие - век Просвещения, век Вольтера и Руссо. Их взгляды основывались на идее Локка о том, человек получает свои знания через чувства. Истинные чувства человек может переживать только в соприкосновении с естественной природой. Именно это пробудило интерес к пейзажным садам, в которых главную роль играли не эмблемы и символы (как это было в регулярных садах), а рождаемые природой ощущения и настроения. По мысли просветителей, парки должны были стать главными воспитателями нового свободного человека.

Для внушения возвышенных мыслей и чувств в парковой композиции использовались мавзолеи, памятники, траурные урны. (Захоронения в парках вошли в моду после того, как в парке Эрменонвиль, считавшемся образцом пейзажного стиля во Франции, был похоронен Руссо.)

Было объявлено, что настоящее счастье в спокойной природе, оно любит тень и одиночество и посещает рощи, источники, луга и поляны. В соответствии с таким мировоззрением и создавались пейзажные парки.

Создавая свой рай

Если вы, подобно мыслителям XVIII века, стремитесь к спокойному отдыху в лесной тиши и решили создать парк в английском стиле, то помните, что это не просто посаженные в беспорядке деревья. Отсутствие симметрии - один из главных принципов организации пейзажного парка, но не единственный. Виды, открывающиеся с любой его точки, должны быть тщательно продуманы. Не важно, будет их много или всего три-четыре (если участок небольшой), главное - принцип.

В идеале, каждый поворот должен открывать взору гуляющего новую картину. Густой кустарник сменяется живописной поляной, извилистая дорожка "случайно" выводит к лесному озеру, которое вполне может быть специально вырытым прудом. При этом непременно должно сохраняться ощущение естественности, как будто пейзаж создан самой природой. Поэтому в пейзажных парках высаживаются не экзотические растения, а характерные для данного климатического пояса. Кроны деревьев в первозданном беспорядке - не дай Бог будет заметна умелая рука садовника. И никаких фонтанов - только "натуральные" озера, речки и водопады.

Присутствие человеческой цивилизации возможно в виде ее остатков. Чрезвычайно романтическим элементом пейзажного парка являются руины. И чем ужаснее они выглядят, тем сильнее впечатление.

Этот прием интересно трансформировался в современных садах в стиле хай-тек - своеобразной разновидности пейзажного стиля. Они имитируют постиндустриальное пространство: трава пробивается из-под остатков асфальта, обрезки ржавых труб поросли вьюнком и цветами. Если подобный пейзаж исторически сложился на вашем участке, а изменить ситуацию пока невозможно, смело говорите друзьям, что ваш участок - яркий образец передового ландшафтного искусства.

Словом, профессиональное мастерство в пейзажном парке должно быть тщательно скрыто. Тогда неожиданным станет появление за очередным поворотом тропинки небольшой беседки - храма для размышлений. Через несколько шагов она исчезнет из виду, унеся тайну своего возникновения в "первозданном лесу". Интересно, когда с каждым уголком сада связано какое-то событие или воспоминание. Может быть, создавая сад, вы захотите рассказать историю своей жизни языком природной архитектуры? Например, родник будет символизировать рождение, руины - напоминать о несчастной любви, кустарник в цветах - о счастливом событии, произошедшем в месяц, когда он цветет.

Населенное легендами пространство оживает, становится более насыщенным, даже если эти легенды всего лишь сказочный вымысел.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Мода на естественность":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mitsubishi Pajero Pinin, Nissan X-Trail: Мода на компромиссы

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Pajero Pinin, Nissan X-Trail Посмотреть другие фото (3) Эти два вседорожника принадлежат к одному классу, но обладают абсолютно разными характерами и стоят совершенно разных денег. Модное зло Что позволено Юпитеру, нельзя быку.

» Японские автомобили - 4074 - читать


Nissan X-Trail, Toyota Rav 4: Жертвы моды

В тесте участвуют автомобили: Nissan X-Trail, Toyota Rav 4 Посмотреть другие фото (2) Два любимчика рынка «паркетных»вседорожников выясняют отношения. Какие козыри в дуэли с юным красавчиком у недавнего фаворита?

» Японские автомобили - 3387 - читать


Презентация нового Volvo C30 прошла на Неделе Моды в Москве

С 2007 года компания Volvo является партнером и официальным автомобилем «Недели Моды в Москве». Четвертый день модного московского торжества открылся презентацией нового автомобиля в модельном ряду скандинавского бренда - Volvo C30 спорт-купе. Легендарные дизайнеры автомобилестроения Андреас Фридрих (Andreas Friedrich) и Мария Уггла (Maria Uggla) специально прибыли в Москву для этого события.

» Немецкие автомобили - 2917 - читать


Российскому автопрому грозит естественный отбор

О необходимости прекращения выпуска автотранспорта, не отвечающего современным экологическим стандартам, в России говорят давно. Более того, ГОСТы, подразумевающие соответствие продукции автопрома нормам Евро-2, в отношении легковых автомобилей введены с июля 2002 года, а по грузовым машинам и того раньше — с января 2000. Тем не менее, отечественные автозаводы всеми правдами и неправдами добиваясь отсрочки «исполнения приговора», с завидным упорством продолжают клепать мора ...

» Разное - 2734 - читать


Способен ли Интернет удовлетворять естественные человеческие потребности?

Круглый стол «Развлекательные ресурсы и Интернет-сообщества. Секреты успешного бизнеса или как завоевать Рунет?» собственно ни секретов, ни рецептов завоевания не принес. Создатели и представители различных развлекательных ресурсов рассказывали о проектах и психологии потребителя.

» Продвижение и оптимизация - 1804 - читать



Статья на тему Дом и семья » Ландшафт и озеленение » Мода на естественность

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru