США и мир находятся на пороге новой революции: плеер, способный проигрывать музыку в формате MP3 начал вытеснять CD-плеер. Это не первый случай такого рода в современном мире. Каждый раз, новая технология позволяла создать новые производства, оживить экономику, изменить стиль жизни и идеологию общества.
По данным маркетинговой компании Jupiter Research, в октябре 2003 года продажи музыкальных записей в формате MP3 составили 7.7 млн. единиц.
(под "единицей музыки" подразумевается продолжительность записей, достаточная для записи одного музыкального альбома). В тоже время, продажи музыки, записанной на компакт-дисках, не превысили 4 млн. единиц. Jupiter Research также сообщила, что в 2003 году в США было продано 3.5 млн. плееров, способных проигрывать музыку в формате MP3, что вдвое превысило уровень 2002 года и около 5 млн. традиционных CD-плееров. По данным консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers в 2002 году продажи музыкальных компакт-дисков в США уменьшились на 9%. В 2002 году было продано 33.5 млн. копий десяти наиболее популярных альбомов, записанных на CD - вдвое меньше, чем в 2000 году.
Два года назад американская компьютерная компания Apple выпустила в продажу плеер iPod, способный хранить в памяти около 1 тыс. песен в формате MP3. Первая версия iPod стоила около $400 (на тот момент в США самый дорогой плеер-кассетник стоил не более $30, а самый дорогой CD-плеер $170), что позволило юмористам расшифровать название нового устройства, как "Идиоты Назначают Цены На Наши Устройства"\Idiots Price Our Devices. Однако за это время было продано 1.4 млн. iPod, некоторые модели MP3 - плееров подешевели до $100, а iPod стал самым прибыльным проектом Apple. Последние образцы плеера могут хранить в памяти до 10 тыс. песен, скачанных через Интернет. Apple параллельно запустил музыкальный интернет-портал iTunes, на котором можно купить записи и перекачать их на плеер.
Если еще до недавнего времени распространение музыки в формате MP3 было прерогативой пиратов, то с 2001 года на этот рынок пришли крупные компании. Наряду с iTunes действуют порталы Emusic, Pressplay, Rhapsody. Компания Microsoft, крупнейший производитель программного обеспечения, объявила о том, что также собирается начать продажи музыки в формате MP3 через Интернет. Microsoft станет четвертой крупной фирмой, продающей музыку в MP3-формате через Интернет. На этом рынке уже действуют крупные компании Roxio (купившая известный пиратский портал Napster) и RealNetworks, уже в ближайшем будущем интернет-музыкой собираются заняться крупнейшая в мире торговая компания Wal-Mart и японская фирма Sony.
Средняя стоимость покупки песни с платного Интернет-сайта в США ныне составляет примерно $1 или $10-12 за альбом, что дешевле, чем покупка музыкального CD, стоимость от $10 до $24. Поклонники Интернет-музыки уверены, что реальные преимущества нового музыкального носителя над CD значительно больше - часто меломаны вынуждены покупать компакт-диск ради одной-двух песен. Плеер, проигрывающий MP3, позволяет легко создать свою собственную музыкальную коллекцию. Кроме того, он намного меньше и легче, чем CD-плеер и удобней в пользовании.
Фактически, США и мир ныне переживают новый виток музыкальной революции: всего за полвека произошло три подобных технологических рывка, значительно повлиявших на экономику США и стиль жизни американцев. Первый революционный рывок произошел после окончания второй мировой войны. Технологии радиосвязи, разработанные для применения в вооруженных силах, пришли в гражданскую жизнь, и в мире началась эпоха HiFi. В 1930-1940-е годы радиоприемник занимал место современного телевизора и компьютера в домах американцев. Физики Уильям Шокли\William Shockley, Уолтер Браттейн\Walter Brattain и Джон Бардин\John Bardeen, работавшие в исследовательском отделе корпорации Bell Laboratories в 1948 году создали транзистор, за что получили Нобелевскую премию. Уже в 1954 году американская компания Texas Instruments выпустила в продажу первый портативный транзисторный приемник. Транзисторный приемник, который было принято носить в руке, в корне изменил стиль жизни: музыку стали слушать в общественных местах, приемники стали объектом моды. Любопытно, что идея прослушивать музыку не через динамик, а исключительно через наушники, была воспринята лишь десять лет спустя. Приемники мгновенно уменьшились в размерах. Вероятно, первым человеком, оценившим перспективы развития подобных технологий стал американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери\Ray Bradbury. В 1953 году им был создан роман "451 градус по Фаренгейту"\Fahrenheit 451, в которой описывалось общество будущего, где все жители ходят с миниатюрными приемниками и воспринимают мир исключительно с помощью радио.
Создание карманного радио позволило невообразимо развиться многим отраслям экономики США. По подсчетам компании Arbitron Ratings, только за период с 1970 по 2001 год в США было открыто более 6 тыс. новых радиостанций. По статистике Федеральной Комиссии по Коммуникациям\Federal Communications Commission, ныне в США вещают примерно 12.6 тыс. радиостанций, которые обеспечивали работой более 1.5 млн. человек (в 2000 году в мире насчитывается почти 44 тыс. радиостанций). Ряд крупных американских компаний были созданы для обеспечения радиостанций техникой, что дало толчок развитию телекоммуникационных технологий. Общий экономический эффект от изобретения транзисторного приемника никем не подсчитан, но очевидно, что он колоссален. По данным компании RadioDirectory, примерно 85% американских радиостанций специализируются на трансляции музыки, и эта доля фактически не меняется с середины 1950-х годов. Аналогичный эффект испытывала мировая экономика каждый раз, когда в мире появлялась новая технология "карманной музыки". Известно высказывание, что изобретение кассетного магнитофона стало причиной "азиатского экономического чуда".
Следующий рывок произошел через семь лет. В 1963 году компания Philips создала первый портативный магнитофон: это был принципиально новый тип устройства - впервые, любитель музыки получил возможность в машине или на ходу слушать ту музыку, которая ему нравится. В 1966 году корпорация Ford Motors в сотрудничестве с компанией RCA впервые создала автомобиль со встроенным магнитофоном. Магнитофоны становились все компактней, а пленка -все более тонкой и узкой. Именно в это время бывший Советский Союз пережил магнитофонную революцию: неофициальная музыка, переписываемая с магнитофона на магнитофон, успешно конкурировала с официальными исполнителями, чьи песни транслировали радио и ТВ. Аналогичный культурный феномен был зафиксирован практически во всех странах, где существовали тоталитарные и авторитарные режимы - "магнитофонные звезды" зачастую приобретали большую популярность, чем официальные.
В 1979 году произошел очередной технологический скачок: японская корпорация Sony, к тому времени производившая несколько моделей портативных магнитофонов, совершила очередной качественный рывок - она выпустила в продажу первый кассетный плеер Walkman. Идея создания подобного устройства зародилась у одного из руководителей компании во время его поездки в США: он обнаружил, что магнитофон тяжело постоянно носить в руке, а молодежи, ведущей активный образ жизни, может понравиться карманный магнитофон, размером с приемник. Чтобы максимально удешевить устройство, этот магнитофон был лишен функции записи. В 1981 году слово walkman вошло в словарь французского языка Le Petit Larousse, в 1986 году оно появилось в Оксфордском словаре английского языка. Через десять лет после начала производства, Sony продала 50 млн. плееров, в 1992 году - 100 млн., в 1995 году - 150 млн. В масштабах всего мира, по разным оценкам, было продано около 1.5 млрд. плееров. Любопытно, что триумфальный марш плееров сделал среди американцев популярными утренние пробежки: плееры позволяли не просто бежать, но и слушать музыку.
Но кассетным плеерам также была суждена недолгая жизнь. В 1970 году голландские физики создали прототип компакт-диска, в 1971 году американская компания Intel произвела первый компьютерный чип. Вместе эти изобретения позволили создать новую индустрию. В 1980 году был создан стандарт записи CD. В 1983 году появились первые проигрыватели компакт-дисков. За первый год в США было продано 30 тыс. проигрывателей и 800 тыс. CD. В 1984 году была создана первая модель CD-плеера и началась эпоха компакт-дисков. CD-плееры стали более популярными, чем стационарные проигрыватели. Уже в 1986 году в США было продано 3 млн. плееров и 53 млн. компакт-дисков, в 1990-м, соответственно, 9.2 млн. и 288 млн. В 1988 году появились первые модели автомобилей, оборудованных CD-плеерами. В 1991 году стало возможным самостоятельно записывать музыку на компакты.
Ныне, по разным оценкам, в мире музыкальные компакт-диски официально производят около 2.5 - 4 тыс. компаний звукозаписи. Объем продаж СD только в 2002 году составил $32 млрд. Количество пиратских производств неизвестно: по подсчетам IFPI в мире было легально продано 229 млн. музыкальных компакт-дисков, примерно 236 млрд. были записаны меломанами самостоятельно, пираты дополнительно произвели 640 млн. музыкальных компакт-дисков.
Попытки создать новый, более удобный и компактный плеер предпринимались постоянно. Например, в 1992 году были разработаны минидиски, по размеру примерно втрое меньше, чем обычные CD. Однако минидиски не приобрели многих поклонников: плееры и сами диски выпускала лишь одна компания в мире, в отличии от традиционных CD-плееров, которые производились сотнями фирм, а компакт-диски изготавливались в невообразимых количествах не только легальными производителями, но и "пиратами". По этой же причине не смогла выжить технология "передовой" кассеты, позволявшей делать цифровую запись.
В 1991 году Агентство Передовых Исследовательских Проектов\Advanced Research Projects Agency (ARPA), действовавшее при Министерстве Обороны США, превратило военную компьютерную сеть в Интернет. Однако началом новой эпохи "карманной музыки" можно считать 1999 год, когда американская независимая компания грамзаписи Sub Pop выпустила первую музыкальную запись в формате MP3. Также было создано первое общедоступное программное обеспечение, позволяющее проигрывать эти файлы на персональном компьютере. Кроме MP3, было разработано несколько иных форматов (например, компания Microsoft Windows Media Audio (WMA), обеспечивавших лучшее качество звука, но MP3 приобрел популярность прежде всего из-за максимальной простоты и относительной открытости.Сперва MP3 и СD существовали совместно: музыка скачивалась с Интернета, записывалась на компакт-диски и проигрывалась. Это нанесло тяжелейший удар по индустрии грамзаписи:, Ассоциация Звукозаписывающей Индустрии США\Recording Industry Association of America в начале 2003 года сообщила, что за четыре года продажи музыкальных компакт-дисков в США упали на 25%. Эра CD-плееров подошла к концу, когда в продаже появился первый iPod.
Эра плееров подошла к концу, когда в продаже появился первый .