Сегодня в нашем распоряжении - цифровая шестимегапиксельная фотокамера Olympus SP-500 UZ (Ultra Zoom). Как и во всех моделях ultra zoom, в ней сделан упор на широкий диапазон фокусных расстояний, который должен справляться практически с любым сюжетом, тем самым, привлекая большое количество фотолюбителей своей "гибкостью". Для тестирования мне достался последний аппарат "с витрины, все остальные были уже раскуплены, а к Новому Году и этот конкретный экземпляр нашел своего владельца.
Конечно, приятно, что о широком выборе для потребителя так заботятся, но интересно, чем радио этого пришлось пожертвовать? Сразу видно, что для помещения аппарата в низкую ценовую категорию (около 400 долларов США) принесено в жертву разрешение датчика ради увеличения оптического зума.
Оправданно ли это?
Для начала заглянем в паспортные данные. В Olympus SP-500 UZ установлена 1/2,5-дюймовая ПЗС-матрица с разрешением 6 миллионов эффективных пикселей; графический процессор TruePic Turbo, призванный обеспечить быструю работу и подавление шумов; просветлённый объектив (светосила 1:2,8–3,7) с 10-кратным оптическим трансфокатором. Конструкция объектива насчитывает одиннадцать элементов в семи группах и два двухсторонних асферических элемента. Фокусное расстояние 6,3-63 мм (38-380 мм в 35-мм эквиваленте). Те, кому этих возможностей недостаточно, могут дополнительно установить адаптер CLA-4 и использовать телеконвертер TCON-17 или широкоугольный конвертер WCON-07, уменьшающий фокусное расстояние до 27 мм (в 35-мм эквиваленте).
Точечный автофокус даёт возможность выбрать одну из 143 точек фокусировки, а система предиктивного автофокуса позволяет точно фокусироваться на объектах, двигающихся перпендикулярно камере, рассчитывая место, в котором они окажутся в момент срабатывания затвора. Минимальное расстояние до объекта в режиме макросъёмки - 7 см, в режиме супермакро - всего лишь 3 см.
Кратко перечислим остальные возможности: гистограмма RGB в режиме съёмки и просмотра; автобрекетинг до пяти снимков; серийная съёмка со скоростью 2,5 кадра в секунду (до 3 кадров в серии); запись в форматах JPEG и RAW; запись видеороликов со звуком (ограничена лишь ёмкостью карты памяти); встроенная память 10 Мбайт; слот для карт памяти xD-Picture; поддержка прямой печати PictBridge. Наведение на цель осуществляется с помощью как электронного видоискателя (201600 пикселей), так и цветного ЖК-экрана (6,4 см/2,5 дюйма, 115000 пикселей).
Светочувствительность при желании можно выставить вручную в диапазоне ISO 80, 100, 200, 400. Автоматическая встроенная вспышка с ведущим числом 9 имеет режим подавления "красных глаз", а её эффективное расстояние равно 0,3–4,5 м (широкий угол) или 1,2–3,4 м (теле). Элементы питания - четыре батареи типа АА (входят в комплект). Следовательно, неминуема покупка аккумуляторов и зарядного устройства. Зато при необходимости найти батарейки гораздо проще аккумуляторов нестандартной конструкции.
Сразу понятно, что Olympus SP-500 UZ - фотокамера исключительно для любителя. С неё можно начинать знакомство с миром цифровой фотографии. Навигация в камере осталась такой же удобной, как и в предыдущих моделях серии SP-xxx. На большом ЖК-экране - крупное красивое меню. К каждой из двадцати одной сюжетной программы дается комментарий об условиях и предмете съёмки, а также показан пример "эталонного" кадра (опять же помощь для неискушённых пользователей). За разглядыванием меню я пропустил, как камера реагирует на включение. Помимо приветственного звукового сигнала, подвижная часть объектива выдвигается и остаётся в таком положении и при фокусировке, и при зумировании. Однако меня всегда настораживала в оптике этой категории конструкция выдвижной части объектива. Он дребезжит, на максимальном "зуме" можно, двигая пальцами объектив, смещать кадр чуть ли не на четверть! Такое ощущение, что у нашего подопытного объектив при активном использовании просто отваливается! Впрочем, "олимпус" "олимпусу" рознь. Второй SP-500, побывавший у меня в руках, был крепче связан со своим объективом, то есть люфт был на порядок меньше. Похожий недостаток встречается у аппаратов и других производителей, так что порой покупка камеры превращается в настоящую лотерею.
Экспериментируя с ручными настройками, добиться хорошего снимка нетрудно, но чего ожидать любителям, которые фотографируют по принципу "навёл - нажал на спуск"? Результатом может стать кадр, снятый "автоматом", с рук, в большом холле, освещенном одной люстрой. Условия далеко не лучшие, но снимок удался даже без вспышки. Включенная функция подавления шумов, на мой взгляд, показала себя с лучшей стороны.
Теперь взглянем на вспышку. Подсветка автофокуса "нащупывает" поверхность цели, фокус фиксируется, фотоаппарат автоматически определяет подходящую выдержку и диафрагму, выскакивает встроенная вспышка, звучит сигнал готовности к съёмке, и далее срабатывают вспышка и затвор. В автоматическом режиме, с близкого расстояния вспышка пересвечивает кадр, выбеляя лица, но можно воспользоваться экспокоррекцией (диапазон ±2 EV). Конечно, это слабое утешение, но если отойти подальше (это ведь ultra zoom, как-никак!), процесс съёмки затруднений вызвать не должен.
Где ещё зимой найти яркие разноцветные пятна, как не в цветочной лавке. Красочный букет на самом деле выглядел чуть более фиолетовым, но такое изменение цветовой палитры, по-видимому, обусловлено вспышкой. Снимок записан в JPEG-формате. Тем не менее, это совсем не значит, что точная цветопередача невозможна, запись в несжатом формате RAW - безусловно, большой плюс для дальнейшей обработке кадра. Последующие манипуляции с файлом при конвертировании способны исправить многие огрехи, допущенные как автоматикой, так и фотографом. Собственный RAW-конвертор Olympus и идущие в комплекте вспомогательные программы очень удобны в использовании: русский интерфейс, понятные иконки и пояснения, ничего сложного.
Акцент в Olympus SP-500 UZ сделан, конечно же, на оптику. "Ультразум" сразу заставляет покупателя обратить внимание на этот фотоаппарат. Надёжность объектива мы рассмотрели выше. А как обстоит дело с качеством картинки? Бочкообразные искажения на "длинном фокусе", да и во всём диапазоне фокусных расстояний весьма малы. Превосходный результат! На "коротком фокусе" (38 мм) у ограды Михайловского сада видны небольшие завалы, что, впрочем, понятно и не критично. Такой результат очень радует, ведь искажение картинки, пожалуй, один из самых заметных недостатков фотоаппаратов класса ultra zoom. Главной проблемой для меня стало получение резких снимков при большом увеличении. Когда в руках фотоаппарат "Зенит" и объектив "Таир-3" (300 мм), то руке дрогнуть непросто. Вес этого комплекта около 2,2 кг, а SP-500 UZ весит в семь раз меньше и, как ни пытайся, неподвижно его не удержишь. Разумеется, здесь бы выручил аппаратный стабилизатор изображения, но в комплекте его нет. Выход один - штатив.
Еще один недостаток - плохо продуманное управление зумом. При изменении фокусного расстояния соответствующим рычажком фотоаппарат зачем-то пытается сперва настроить фокус, а потом начинает жужжать объективом. "Микроподстраивания" (кратковременные нажатия на рычажок) зума ни к чему не приводят, а если держать рычажок слишком долго, то поймать нужное значение становится очень трудно. Короче говоря, незначительность искажений порадовала, а остальное только расстроило. Народу нужен стабилизатор изображения!!! Где стабилизатор изображения?! Ах да, цена ведь подскочит…
В режиме макросъемки никаких сюрпризов SP-500 UZ не преподнес. Небольшая ручная корректировка баланса белого и выдержки - всё, что нужно, чтобы получить снимок, почти не уступающий снимкам более "породистых" фотоаппаратов. При макросъёмке придраться практически не к чему. Из тёплой комнаты выйдем на холодную улицу. Сюжетная программа "ночная съёмка" изо всех сил старается передать на снимке "очарование ночи". Ночь и правда хороша, даже чересчур. Ночной снимок я делал поздним декабрьским вечером в автоматическом режиме, не воспользовавшись ни единой ручной настройкой. Большинство деталей в неосвещённых частях здания чуть потерялись, но такой контраст предполагает подобный результат. В целом, с этой задачей фотоаппарат справился.
Вот сижу и думаю: какую оценку поставить Olympus SP-500 Ultra Zoom? На мой взгляд, создатели слишком увлеклись погоней за невысокой ценой. За эти деньги я хотел бы видеть более проработанный аппарат. Есть неоспоримые плюсы, но не слишком ли много минусов? Конечно, многое можно контролировать вручную, но как быть новичкам? Камера ориентирована на любителей, которым RAW-формат и RGB-гистограмма в реальном времени ни к чему. Всё это слегка напоминает ситуацию с российским автопромом - с конвейера сходит сырая и незаконченная модель. Объективы прикручивать надо лучше, не помешает оснастить камеру стабилизатором изображения и научить ладить со вспышкой. Программное обеспечение Olympus делает замечательно, осталось подтянуть технические характеристики SP 500 Ultra Zoom. И главное при этом - не экономить.