К чему направляется покупатель, зайдя в продуктовый отдел супермаркета? Конечно же, к витрине. Холодильная витрина — это и составная часть дизайна магазина, и необходимейший функциональный элемент его технического оснащения.
И хотя холодильные витрины — только часть работающего в продовольственном магазине холодильного оборудования (кроме витрин в ежедневном функционировании торговой точки задействованы разнообразные холодильные шкафы и камеры, морозильные ванны и лари, охлаждаемые стеллажи), без них очень сложно представить себе торговлю продуктами питания.
Параметры
Холодильные витрины могут различаться по множеству параметров в зависимости от способа торговли, объемов и характеристик выставляемого товара, площади торгового помещения и условий для размещения оборудования.
|
Для демонстрации и кратковременного хранения предварительно замороженных продуктов используются низкотемпературные витрины, которые способны поддерживать температуру в диапазоне от 0°С до -6°С. Продукты глубокой заморозки более прихотливы и для их хранения производят низкотемпературные витрины, работающие в температурном режиме от 0°С до -18°С.
Комбинированные витрины сочетают в себе свойства средне- и низкотемпературных. Примерные показатели температуры варьируются от -6°С до +6°С. Комбинированные могут использоваться для обеспечения особых условий хранения продуктов.
Для кондитерских изделий выпускаются специальные витрины. В их компетенции — обеспечить хранение и выкладку тортов, пирожных, суфле и так далее. Штатные показатели поддерживаемой ими температуры колеблются в пределах от +3°С до +8°С.
В магазинах, ведущих торговлю через прилавок, часто используются закрытые стеклянные витрины. Они позволяют одновременно и демонстрировать товар «лицом», и осуществлять его кратковременное хранение.
А вот в супермаркетах, магазинах самообслуживания необходимо, чтобы покупатель имел непосредственный доступ к товарам. Для этого существуют холодильные витрины с открытой внешней поверхностью.
По способу размещения товара внутри камеры витрины делятся на одноярусные и многоярусные. С этим все без затей: товар выкладывается либо в один, либо в несколько «этажей».
В холодильных витринах для поддержания заданной температуры по всему объему камеры используется принцип циркуляции воздуха. Циркуляция может быть естественной или принудительной. При естественной циркуляции холодный воздух от испарителя самостоятельно опускается на продукты. А принудительное перемещение воздушных масс обеспечивают вентиляторы, которые разгоняют охлажденный воздух по всей витрине. Принудительная циркуляция лучше справляется с задачей равномерного распределения холода, но может вызывать эффект «заветривания» нерасфасованных продуктов и увеличивает стоимость холодильного оборудования.
Сама внутренняя поверхность холодильной камеры витрины, соприкасающаяся с пищевыми продуктами, может быть выполнена из различных материалов: оцинкованная сталь, пищевой алюминий, «нержавейка», пищевой пластик. Самый дорогой и долговечный — «нержавейка».
Немаловажным параметром является глубина выкладки. И здесь тоже существует своя градация: узкие витрины — около 80 см, средние — 95-105 см, широкие — 110-120 см. Витрина с возможностью выкладки большего количества продуктов быстрее окупается. Но зачастую предприниматели делают выбор в пользу более узких моделей из-за того, что просто боятся, что крупные витрины невозможно будет пронести в дверной проем помещения. Однако практика показывает, что эта проблема при правильном подходе может быть с успехом решена.
Горизонтальные витрины, привычные еще со времен Советского Союза, используются для демонстрации и кратковременного хранения таких продуктов питания как мясо, колбасы, сыры, салаты и так далее. Вертикальные же предназначены для размещения в них различных напитков: газированных, соков, пивной продукции. Часто выполняется брендирование вертикальных витрин — нанесение на них символики той компании, чья продукция представлена на данной витрине. Внешний вид такой витрины привлекает внимание покупателей, способствует увеличению продаж и узнаваемости бренда.
Отдельный вопрос
Перед предпринимателями, которые по той или иной причине (но особенно при создании нового магазина или переоборудовании уже имеющегося) собираются приобретать холодильное оборудование для нужд торговли, встает вопрос о том, каким же образом «организовать холод», т.е. будет он встроенным или выносным (центральным).
Разница между ними заключается в том, что аппараты со встроенной системой генерации холода имеют свой автономный компрессор и конденсатор. Выносные системы же отличаются тем, что холодильный агрегат каждой единицы оборудования вынесен за пределы торгового зала. В случае с выносным и центральным холодоснабжением вся техника подключается к единой сети и функционирует как часть большого организма.
Встроенный холод уместен в магазинах с небольшой торговой площадью – до 400 м2. Достоинства этих приборов: дешевизна, простота монтажа (привезли, включили в розетку — и сразу можно пользоваться). Недостатки: более высокий уровень шума, невозможность теплоотвода за пределы помещения — нужно использовать дополнительное кондиционирование.
Преимущества выносного холода: сброс тепла за пределы эксплуатируемого помещения, нулевая шумность (работающего агрегата просто нет в торговом зале!). Кроме всего прочего, витрины с выносным холодом имеют больше пространства для выкладки товара — по причине экономии внутреннего объема за счет отсутствия аппаратной части. Компрессоры, используемые в выносных системах, имеют моторесурс в 2-2,5 раза превышающий аналогичный показатель у техники со встроенным холодом. При этом получается еще и существенная экономия расходов на электроэнергию, дополнительное вентилирование и кондиционирование. «Удаленный» компрессор проще обслуживать и ремонтировать — ни инженеры, ни покупатели не мешают друг другу. Выносная система может устанавливаться в магазин расчетной площадью от 400 м2.
Более «продвинутой» разновидностью выносной системы является центральная: еще большая надежность оборудования, возможность использовать вырабатываемое техникой тепло для обогрева помещения магазина в зимнее время (вплоть до полного отказа от системы центрального теплоснабжения). Многокомпрессорная установка, являющаяся сердцем центральной системы, способна обеспечивать холодом множество единиц холодильного оборудования — как среднетемпературного, так и низкотемпературного. Персонала для ее обслуживания требуется даже меньше, чем для обычных выносных систем, но он должен быть и более квалифицированным. Прибегать к эксплуатации центрального холода экономически и технически целесообразно при площадях более 500-600 м2.
Производители
|
К разряду суперэлиты относится оборудование испанской KOXKA, финской Norpe, французской Bonnet Névé. Приобретение техники этих фирм может себе позволить далеко не каждый магазин. Очень широко распространена в России техника итальянской компании ARNEG, класс которой можно определить как «выше среднего по доступной цене».
Российские производители и производители стран СНГ стараются не отставать от своих зарубежных коллег. Постоянным спросом пользуется холодильное торговое оборудование таких марок как «Атлант», «Бирюса», «Ариада», CRYSPI, «Кифато», Pozis (под торговыми марками «Мир» и «Свияга»), «Смоленск» и «Саратов».
Термоэлектрическое сегодня
В последнее время набирает силу волна популярности термоэлектрического холодильного оборудования, так как оно имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным компрессорным. Во-первых, отсутствие двигателя приводит к тому, что термоэлектрическое оборудование абсолютно бесшумно. Конструктивные особенности позволяют существенно уменьшить габариты. Кроме того, гораздо проще обслуживание и эксплуатация. Многие производители в настоящее время осваивают производство термоэлектрических холодильников-витрин. Причем не только зарубежные: например, буквально в прошлом месяце компанией «Атлант» был начат выпуск дешевых и надежных термоэлектрических холодильников-витрин «Атлант» МХТЭ-30-01.
В последние десятилетия с развитием в России торгового дела и предпринимательства, связанного с торговлей, в магазине эксплуатируется все больше и больше видов морозильного и холодильного оборудования. Витрины прочно занимают свою нишу демонстрации продукта и привлечения внимания покупателей. Торговое холодильное оборудование — это не только средство сохранить продукты свежими до покупки, но и элемент маркетинга.