Еще не так давно сайты рассматривались компаниями исключительно как рекламное средство. Добавление на визитку или буклет адреса веб-проекта было просто модным способом придания имиджу фирмы некоего лоска, налета современности и прогрессивности. Однако за последние несколько лет многое изменилось. Теперь любая компания, серьезно занявшаяся собственным сайтом, способна превратить его в крайне полезный универсальный бизнес-инструмент. Провести рекламную компанию?
Пожалуйста. Увеличить число продаж за счет создания интернет-магазина? И это можно. Провести полный анализ потенциальных клиентов, их социального статуса и т. п.? Без проблем. И это только некоторые способы использования корпоративного веб-проекта в качестве инструмента для ведения бизнеса. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что далеко не любой сайт может принести такую пользу. Для этого он должен удовлетворять нескольким условиям: быть современным, запоминающимся (не обязательно из-за броского дизайна, а, например, из-за полезного контента, возможности получить скидку на товары или услуги и т. д.), желательно оптимизированным под ключевые для бизнеса слова и постоянно развивающимся. То есть веб-проект должен быть серьезным, в него должны быть вложены деньги. Только тогда он сможет принести какую-то пользу и окупить затраченные на него средства.
Система сбора и анализа аудитории — обязательный инструмент для использования сайта в бизнесе
А еще для того, чтобы использовать сайт в бизнесе, необходимы специальные инструменты. И одним из самых полезных и часто использующихся из них является система сбора и анализа информации о посетителях веб-проекта. Только с ее помощью можно оценить эффективность проведенной рекламной компании или поисковой оптимизации, проследить за развитием веб-проекта, исследовать «лицо» потенциальных потребителей товаров или услуг. То есть фактически только с помощью такой системы владелец сайта сможет понять, помогает ему сайт в ведении бизнеса или нет, а также определить причины, по которым проект оказался неуспешным.
Онлайновые счетчики посещений имеют целый ряд серьезных недостатков
Подавляющее большинство маркетологов и владельцев веб-сайтов для сбора статистической информации об аудитории проекта используют так называемые счетчики посещений. Однако надо признать, что работа с этими сервисами не очень удобна. Во-первых, счетчики посещений не очень точны. Например, их скрипты могут просто-напросто не успеть загрузиться до того, как человек покинет страницу. Естественно, этот заход не будет засчитан. Между тем такая статистика очень важна. Именно она может указать на неверное нацеливание рекламной компании. Кроме того, счетчики посещений не очень точно отображают истинное количество уникальных посетителей. Это связано с самой технологией подсчета, основанной на использовании cookies*, которые пользователи ПК могут в любой момент легко удалить или вообще отключить. Вторым недостатком счетчиков посещений является малое число различных отчетов. И действительно, для нормального менеджмента веб-проекта необходим максимум информации о посетителях. Между тем в бесплатных сервисах предлагается слишком мало разных отчетов. Ну а если кому-то нужно больше, то ему придется каждый месяц расставаться с определенной суммой. Ну и, наконец, третий серьезный недостаток онлайновых сервисов сбора информации заключается в неудобстве работы с информацией и малых сроках ее хранения. И действительно, постоянно сидеть в Интернете, каждый раз дожидаясь загрузки очередного отчета — удовольствие небольшое. Ну а про то, что многие сервисы ограничивают время хранения статистики каждого сайта, наверное, и говорить не стоит.
Настройка проекта в программе SpyLOG FlexoLyzer |
SpyLOG FlexoLyzer — программа для анализа лог-файлов веб-серверов
К счастью, сегодня у всех специалистов, занимающихся работой над серьезными веб-проектами, появился другой инструмент для изучения аудитории, лишенный всех перечисленных выше недостатков. Речь идет о программе SpyLOG FlexoLyzer. Она была создана специалистами компании SpyLOG, разработавшими и поддерживающими один из самых известных онлайновых счетчиков посещений в Рунете. Принцип работы SpyLOG FlexoLyzer заключается в следующем. Каждый веб-сервер ведет так называемые лог-файлы. В них сохраняются все обращения к нему со всей сопутствующей информацией. То есть фактически эти лог-файлы являются самым точным и беспристрастным счетчиком посещений. Вот только все записи в них хранятся в одном из специальных форматов, оптимизированных для машинного использования. Рассматриваемая же утилита может извлекать данные из лог-файлов, заносить их в свою собственную базу данных и обрабатывать, представляя пользователю всю информацию в виде удобных отчетов.
Работа с системой SpyLOG FlexoLyzer начинается с создания проекта. При этом пользователь должен указать его название, ввести домен, настроить загрузку и формат лог-файлов (автоматическое определение формата, Microsoft IIS Log, Apache Errors Log, Apache/NCSA Combined Log Format и т. п.), выбрать срок их хранения и т. д. Кроме того, в настройках можно установить специальные фильтры. Благодаря им в базу программы не будут переноситься данные о заходах с определенных IP-адресов (что позволяет исключить из статистики работу с сайтом сотрудников компании), не будут учитываться переходы с определенных сайтов, исключатся ошибочные ответы сервера и т. д. Все это позволяет получить максимально точные данные об аудитории веб-проекта и ее действиях.
SpyLOG FlexoLyzer позволяет анализировать лог-файлы даже на обычном персональном компьютере
Следующий шаг — загрузка лог-файлов с веб-сервера и их обработка. Сразу стоит отметить, что этот процесс может оказаться весьма длительным. Дело в том, что лог-файлы любого более-менее крупного проекта содержат огромное множество данных, так что получить всю информацию и проанализировать ее достаточно сложно. Впрочем, SpyLOG FlexoLyzer можно назвать скоростной программой. По данным разработчиков, даже на обычном персональном компьютере (процессор Pentium IV 2,8 ГГц, оперативная память 512 Мб) эта программа способна обрабатывать до 2 миллионов записей в час. Таким образом, исследование аудитории веб-проекта любой интернет-маркетолог сможет вести на своем ПК.
Один из отчетов программы SpyLOG FlexoLyzer |
В системе SpyLOG FlexoLyzer реализовано множество разных отчетов
Ну а дальше начинается самое интересное. После того как данные обработаны и статистика выстроена, пользователь может очень быстро просмотреть любой доступный отчет за любой период работы веб-сервера. Причем все это делается с максимальным удобством благодаря наглядному, интуитивно понятному интерфейсу. Все отчеты разделены на восемь больших групп. Первая из них называется «Сводные данные по посещаемости». В нее входят отчеты по общей посещаемости, размерам аудитории и созданному трафику. Далее идет группа «Заинтересованная аудитория». Здесь пользователь может узнать все о географии посетителей, их лояльности, источниках переходов, путях по сайту, точках входа и выхода, ссылающихся серверах и страницах, а также о многом, многом другом. Чуть меньше отчетов находится в следующих двух группах: «Вся аудитория сайта» и «Случайная аудитория». Пятый раздел называется «Роботы». С его помощью пользователь может просмотреть все подробности визитов на сайт роботов поисковых систем*. Следующая группа отчетов предназначена для изучения систем посетителей: операционных систем, классов ОС, браузеров и т. д. Ну и в конце идут группы отчетов, посвященные файлам, к которым обращались посетители, и самому веб-серверу.
Но это еще не все. SpyLOG FlexoLyzer — это очень гибкая, настраиваемая система. То есть пользователь в любой момент может создать свой собственный отчет, который программа будет выводить, используя данные веб-сервера. Кроме того, можно просто «исправить» почти любой из стандартных отчетов. Все это в сочетании с системой фильтрации лог-файлов позволяет специалистам получать любые данные в нужном им сколь угодно сложном представлении.
Отчеты в SpyLOG FlexoLyzer могут выводиться в разных видах, а также экспортироваться в другие форматы
Также впечатляет и выбор способов вывода результатов работы SpyLOG FlexoLyzer. По умолчанию информация отображается в табличном виде. Кроме того, она дублируется в виде круговой, стековой, трехмерной диаграммы или графика. К отчетам в любой момент можно применить фильтры. То есть, например, включить отбор по географии, трафикогенераторам, параметру User Agent или страницам. Все это позволяет быстро получать детализированные отчеты по одному только городу, проанализировать статистику переходов с какого-то сайта, просмотреть детальные данные по посещениям любого раздела сайта и т. п. Кроме того, очень радует возможность экспортировать любые отчеты в форматы MS Excel, HTML* и XML*. Благодаря этой возможности данные из системы SpyLOG FlexoLyzer можно обрабатывать отдельно или использовать для иллюстрации маркетинговых и финансовых отчетов, технической документации и т. д.
Пример диаграммы в программе SpyLOG FlexoLyzer |
Ну а напоследок давайте хоть немного поговорим о правилах использования SpyLOG FlexoLyzer. Наверное, всем читателям ясно, что такая мощная программа должна стоить немало. Именно так и обстоят дела в действительности. За лицензию на первый год использования с правом работы над одним проектом нужно заплатить 20 000 рублей, над двумя проектами — 28 000, над тремя — 36 000 и т. д. Продление подписки еще на год обойдется клиентам в половину первоначальной стоимости продукта. Впрочем, стоит признать, что такие запросы вполне оправданны. SpyLOG FlexoLyzer — это профессиональный продукт, предназначенный для работы над серьезными, крупными веб-проектами. В этом свете сумма в 700 долларов выглядит не такой уж и большой. Кроме того, нельзя забывать, что рассматриваемая система является модульной. А ее разработчики в данный момент заняты созданием дополнительных модулей для анализа рекламных кампаний, поисковой оптимизации, контекстной рекламы, партнерских ссылок и т. д. С их появлением функциональность SpyLOG FlexoLyzer существенно расширится.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru