Суббота. Почты по работе быть не должно, но в ящике 30 писем. Одно из них личное, 29-е — спам. И до вечера придет еще столько же спамных сообщений. И так каждую субботу и воскресенье.
В будни соотношение писем другое, так как появляется служебная почта, но и размер спама растет. Увы, такова участь работника ИТ-индустрии. Утомляет такое соотношение? Конечно.
Со спамом можно бороться разными методами. Можно довериться профессионалам, завести e-mail на одном из известных почтовых сервисов, отслеживающих спам. Можно завести аккаунт на «Спам-тесте» Ашманова и осуществлять пересылку всей корреспонденции на этот аккаунт, получая потом уже размеченную специальными метками почту. Можно бороться с помощью программ-фильтровщиков спама.
Программы-фильтровщики спама работают на разных принципах: есть методы отсечения спама по антиспамерским DNS-стоп-листам, спам по стоп-спискам слов. Можно использовать программы, работающие на основе статистических методов Подобные программы работают на разных принципах. Есть методы отсечения спама по антиспамерским DNS-стоп-листам. Можно отсекать спам по стоп-спискам слов. Можно использовать программы, работающие на основе статистических методов, например метода Байеса. Программ, работающих на основе теоремы Байеса, достаточно много. Платных и бесплатных. Внешняя простота метода вдохновила не один десяток программистов на создание защитных антиспамных программ. Но некоторые неудачные разработки поставили под сомнение сам принцип фильтрации спама статистическими методами. Все дело в реализации конкретного алгоритма.
Эксперимента ради полгода тестировалась программа, работающая на основе статистических методов. Эта программа создана компанией DeSofto и называется «Спам-фильтр». Во время тестирования программа работала как самостоятельно, так и в тандеме с другими антиспамерскими программами. По истечении более чем полугода работы можно сказать, что реализация антиспамерской защиты на основе статистических методов в программе "Спам-фильтр" очень удачная и обеспечивает до 95% отсечения ненужной корреспонденции.
"Спам-фильтр"
Независимо от методов определения корреспонденции как спама все программы реализуют два механизма выдачи окончательного результата — разметка писем или удалениеНезависимо от методов определения корреспонденции как спама все программы реализуют два механизма выдачи окончательного результата: первый — удаление почты, распознанной как спам; второй — внедрение в поле «Тема» специальной метки. Второй способ фильтрации можно назвать фильтрацией относительно. Почта с такой меткой складывается в специальную папку и все равно просматривается пользователем. Однако решиться на удаление всей корреспонденции, распознанной как спам сразу на сервере, пользователю не так-то просто. А вдруг программа что-то распознает не так? Такие опасения были и в случае со "Спам-фильтром". Но с течением времени наблюдения за работой программы убедили в том, что эти опасения напрасны.
DeSofto SpamFilter |
Напрасны прежде всего потому, что в программе реализованы несколько уровней фильтрации, и потому, что механизмы обучения в программе настолько корректны, что через какое-то время можно без опаски включать четвертый, самый высокий, уровень защиты, который подразумевает удаление спам-корреспонденции на сервере.
"Спам-фильтр" работает с любой программой — почтовым клиентом, но требует настройки параметров программы, которая теперь будет обращаться за почтой не к почтовому серверу, а к "Спам-фильтру". Настройки параметров почтового клиента не сложные, но требуют внимательности. Правильную настройку можно произвести с помощью самого "Спам-фильтра": в закладке «Общие» окна «Настройки» выводятся правильные данные для почтового клиента.
Общий принцип работы у программы обычный: "Спам-фильтр", анализируя присылаемую пользователю почту, присваивает письму определенный рейтинг. Рейтинг — это как бы вероятность того, что письмо нормальное, не спам, он выражается в процентах. Вся работа с программой для пользователя сводится к управлению функциями программы по отношению к этому рейтингу.
Рейтинг и обучение
Рейтинг, вычисляемый прораммой, — основа для принятия решения о полезности/бесполезности письмаРейтинг вычисляется на основе заложенных в программу начальных уровней статистики использования спам-слов и на основе писем, которые в процессе обучения пользователь отмечает как спам. В программе реализовано два метода проверки писем и четыре уровня анализа письма. "Спам-фильтр" осуществляет двухуровневую проверку — сначала на сервере (по заголовку письма и по спискам), потом, если письмо классифицируется как условно нормальное, оно скачивается, и проверяется полностью содержимое письма по встроенным алгоритмам. Письма, которые программа не считает явным спамом или явным не спамом, выводятся в главном окне программы с указанием высчитанной величины рейтинга. Просмотр содержания такого проблемного письма производится в нижней части окна программы. Это дает возможность пользователю оценить письмо и дать понять программе, как нужно классифицировать это конкретное сообщение.
Результат более чем полугодового обучения |
Обучение — сильная сторона программ, работающих на основе статистических методов. Обучаются и программы, работающие на основе списков спам-слов или IP-адресов, но обучение таких программ, если можно так сказать, универсальное. Так как оно проводится компаниями-разработчиками программ на основе анализа спам-писем, поступаемых на специальные адреса таких компаний. Такое обучение не учитывает индивидуальные потребности пользователя. Ведь понятие «спам» — многогранное. То, что для обычного пользователя является спамом, для менеджера отдела продаж может оказаться ценным письмом. Именно обучение является той функцией, благодаря которой настройка на почту становится индивидуальной.
Если вы пользуетесь MS Outlook, то обучение очень простое: технологией drag&drop перенесите ненужное письмо в окно "Спам-фильтра" и отметьте его как спам. В Тhe Bat! лучше сделать по-другому: выставить для задержки письма с рейтингом 100%. Тогда все письма будут задерживаться в программе и помечаться как спам или не спам.
Программы, работающие на основе статистических методов, могут «переобучаться». То есть возможна ситуация, когда программа станет воспринимать всю корреспонденцию либо как спам, либо как не спам. Это зависит от алгоритмов, заложенных в программу. Со "Спам-фильтром" в течение тестируемого периода таких проблем не возникало. Но теоретически они возможны, и поэтому предусмотрена возможность сброса всей статистики обучения.
Одна из причин такого «переобучения» заключается в том, что пользователю иногда приходится принимать послания, явно выпадающие из общей индивидуальной статистики. Как правило, такие сообщения достаточно редки, но случаются. Прием такой корреспонденции сбивает программу с толку: то, что раньше было нельзя, теперь вроде как становится можно. В последней версии "Спам-фильтра" учтена необходимость получения писем без обучения программы в ту или иную сторону — письмо просто помечается как нейтральное.
Проверка на стороне сервера позволяет экономить трафик Проверка на стороне сервера позволяет экономить трафик, отсекая сразу однозначно оцененную как спам почту. Удаление таких писем возможно как с уведомлением пользователя, так и без уведомления. Все зависит от степени вашего доверия программе. В режиме удаления с уведомлением пользователь будет информирован об удаляемом письме в специальном всплывающем окне программы. В течение 15 секунд у пользователя есть возможность принять решение об удалении письма. В последних версиях программы появилась возможность просмотра в окне уведомления первых строк самого сообщения, но далеко не все провайдеры поддерживают такую функцию.
Всплывающее окно с уведомлением |
«Белый» список
До недавнего времени в программе отсутствовало понятие «белого» списка доверенных корреспондентов в том виде, как это принято у других программ. В "Спам-фильтре" существует автоматически создаваемый «белый» список, который виден в закладке «Фильтр». В него включаются адреса из писем, которые помечались пользователем как не спам. Письма с адресами из «белого» списка также проверяются на принадлежность к спаму. Связано это с тем, что спамеры давно уже научились отсылать письма, подставляя в поле «От» любые адреса из своей базы. Поэтому пользователь мог получить письмо со спамом или вирусом даже от самого себя. Не проверяется только почта с адресами, имеющими 100%-ный рейтинг. В последней версии добавлена возможность добавления в «белый» список вручную адреса сразу со 100%-ным рейтингом.
Уровни защиты
Настройка уровней защиты возможна пошагово или детально (в режиме эксперта). Пошаговая настройка предполагает четыре уровня.
- Первый — блокируется известный программе спам на стороне почтового клиента, остальное скачивается полностью для обучения.
- Второй — блокируется известный программе спам; на удаление спама, обнаруженного на стороне сервера, подается запрос.
- Третий — блокируется известный программе спам; на удаление спама, обнаруженного на стороне сервера, подается запрос; спам на стороне сервера с рейтингом ниже установленного пользователем удаляется автоматически.
- Четвертый — блокируется известный программе спам; спам на стороне сервера с рейтингом ниже установленного пользователем удаляется автоматически.
В режиме эксперта пользователь получает возможность гибко управлять работой программы, повышая по мере обучения рейтинг писем, предназначенных для отсева.
Резюме
"Спам-фильтр" является отличной программой для частного пользователя"Спам-фильтр" является отличной программой для частного пользователя. Функции защиты она выполняет на четверку с очень большим плюсом, экономит трафик пользователя, не тормозит работу почтового клиента. К сожалению, отсутствует файл помощи.
Ограничения демоверсии:
Системные ограничения: программа работает под ОС Windows 95/98/ME/NT 4.0/2000/XP/2003. Аппаратных ограничений разработчиком не заявлено.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru