Рис. 1 |
Широкое распространение аутсорс-услуг связано с высоким уровнем специализации в различных отраслях. Применение аутсорса, или сторонних исполнителей, для обслуживания определенных операций, как правило, обосновано более высоким качеством услуг, предоставляемым специализированными компаниями. В то же время более узкая специализация позволяет компании снижать стоимость своих услуг для клиентов за счет повышения эффективности самих операций. Из вышесказанного очевидно, что наибольшее распространение аутсорс получает в высокотехнологичных отраслях, в частности в информационных и интернет-технологиях.
Наиболее часто отдаются на аутсорс сервисы call-центра, хостинг веб-приложений и серверов. Последние два-три года активно развивается хостинг специализированных пользовательских приложений, часто называемый ASP (от англ. Application Service Providing).
Хостинг веб-приложений наиболее широко известен, поэтому он не будет предметом нашего рассмотрения. Хостинги операционных систем и серверов (или колокейшн) также подробно рассматривались на нашем ресурсе. Остановимся подробно на хостинге прикладных программ — ASP. Сначала рассмотрим принципы организации ASP, выделим критерии передачи этих функций на аутсорс.
Критерии передачи приложения на аутсорс
Обслуживание современных высокопроизводительных прикладных приложений класса CRM, call-центр, управление логистикой, Help и Service Desk и ряда других является достаточно сложной задачей. При ее решении компаниям приходится учитывать специфику как своего бизнеса, так и используемого приложения, обзаводиться высококвалифицированным персоналом и дорогостоящим оборудованием. Далеко не всегда такие затраты оправданны, кроме того, риски непрофильной деятельности достаточно велики. Аутсорсеры же специализируются на определенных решениях, обладают требуемой для них инфраструктурой оборудования и связи. В результате качество услуг повышается, а стоимость существенно снижается. Таким образом, при принятии решения о передаче размещения прикладных программ сторонним специалистам компания оценивает собственные затраты и риски и соотносит их со стоимостью услуг ASP-провайдера. Конечно, не все оценивается только в деньгах, немаловажным фактором является также надежность партнера и гарантии сохранности корпоративных данных. Тем не менее все больше компаний выбирают именно аутсорс-схему, зачастую это происходит в развитие партнерских отношений с компанией, предоставляющей услуги веб-хостинга или колокейшн.
Рассмотрим общую схему функционирования приложения по ASP-схеме (рис. 1). На рабочей станции пользователю доступен клиентский интерфейс (UI), который через выделенный сетевой канал (VPN) обращается к серверу приложений, расположенному у провайдера. Сервер приложений размещен на площадке провайдера, и его функционирование полностью обеспечивается инфраструктурой провайдера: аппаратными серверами, операционными системами, серверами приложений (например, баз данных), сетевыми экранами, системами резервирования и хранения данных и, наконец, обслуживающим персоналом. Примерная схема инфраструктуры на стороне ASP-провайдера приведена на рис. 2. При этом непосредственное управление прикладным приложением, его настройка и сопровождение могут осуществляться компанией-владельцем или другой специализированной аутсорс-компанией в режиме административного доступа. Специалисты ASP-провайдера обеспечивают исключительно техническое сопровождение, резервное копирование данных, обновление версий.
Рис. 2 |
Организация клиентского рабочего места при ASP-хостинге
Теперь поговорим о возможных вариантах организации клиентского места. Их три. Как правило, при использовании ASP-хостинга приложений любое клиентское решение — тонкий клиент. Это может быть собственный клиент используемого прикладного решения, браузер, или клиентский модуль может размещаться непосредственно на сервере приложения у провайдера, а доступ к нему пользователя осуществляется в режиме удаленного рабочего стола по VPN.
Тонкий клиент, как правило, используется в программных решениях, требующих высокой степени интерактивности пользователя и возможности автономной работы даже при отсутствии связи с центральным сервером. Для облегчения его работы предпочтительно использовать в качестве тонкого клиента широко распространенное приложение и плагины к нему. В качестве примера можно привести частое использование MS Outlook как клиента систем CRM, Help Desk. В частности, Outlook уже обладает тремя важными модулями для CRM* — карточки контактов, календарь и задачи. Тогда задача собственно CRM-системы — предоставить плагин, реализующий бизнес-логику и обеспечивающий связь с серверной частью приложения. Очень часто аналогичным образом используется и Excel — для вывода результатов анализа деятельности по CRM, времени обслуживания на Help Desk. Более того, в MS Office 2007 предполагается уже наличие сетевой версии Excel с возможностями распределенной работы.
Наиболее часто используемым клиентским приложением при ASP-хостинге является обычный браузер — Opera, Firefox или Internet Explorer. Основными преимуществами использования браузера являются повышение надежности функционирования благодаря отсутствию дополнительных приложений, использованию привычной для пользователя программы и стандартных протоколов обмена данными с хост-приложением. Серверная часть приложения может генерировать стандартные HTML-страницы либо использовать активные компоненты, встраиваемые в браузер, как то ActiveX-компоненты*, Java-аплеты*, Flash-ролики.
Наконец, с развитием сетевой инфраструктуры большое распространение получает схема доступа к клиентской части приложения в удаленном режиме. В этом случае на пользовательском компьютере не размещается никакое приложение. Для работы запускается удаленное соединение с сервером, например, в режиме управления удаленным рабочим столом. Подобная схема очень удобна для администрирования, сопровождения и проведения обновлений. Приложение работает с максимально возможной скоростью, поскольку находится в одной локальной сети со своим сервером. Однако необходимым условием для применения такой схемы является наличие стабильных высокоскоростных каналов связи между рабочими станциями удаленных пользователей и хостингом. В зависимости от используемой прикладной программы требования к каналу связи варьируются от 64 Кбит/с до 1024 Кбит/с.
Достоинства, области применения и развитие ASP-услуг
Подводя итог краткому обзору ASP-хостинга, можно выделить следующие достоинства его применения: высокая стандартизация процессов, повышение качества обслуживания на всех этапах бизнес-процесса, расширение возможностей развития бизнеса на основе кооперации и предложения интегрированных услуг потребителям. Использование ASP-модели внедрения прикладных приложений в первую очередь подходит двум таким разнородным сегментам, как крупный бизнес и небольшие компании. Для крупных корпораций, имеющих разветвленную региональную и международную сеть, ASP-модель дает возможность интегрировать свою ИТ-инфраструктуру в едином центре и обеспечить ее целостность, безопасность, снизить операционные издержки. С другой стороны, малые предприятия, которым не под силу содержать собственный обширный штат ИТ-специалистов, могут воспользоваться преимуществами современных технологий.
Наиболее известные компании, оказывающие услуги ASP-хостинга, — IBS, «Градсофт», «Зенон». По оценкам IDC, Gartner и других исследователей рынка, ASP-бизнес в ближайшие годы будет бурно развиваться, и шанс стать его лидерами в первую очередь есть у интернет-провайдеров и хостинг-компаний благодаря уже имеющимся мощностям и выстроенной инфраструктуре.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru