Пример приветствия на my.yandex.ru |
Пользователя можно узнать по его IP-адресу, но это не универсальный способПервым и самым простым способом сделать каждого посетителя индивидуальным для сайта является определение IP-адреса компьютера, с которого сайт был посещен. В некоторых случаях таким образом действительно можно определить отдельный компьютер, но очень часто адреса присваиваются динамически (как в случае с модемными соединениями), или несколько компьютеров имеют один IP-адрес — например, если все они пользуются одним прокси-сервером.
Определить адрес можно средствами самого интернет-сервера — такую функцию имеют практически все такие программы. Например, в сервере Apache, который используется сейчас на большинстве сайтов, существует специальная переменная REMOTE_ADDR, содержащая IP-адрес клиента. Плюсы такого подхода очевидны — простота как для вебмастера, так и для пользователя, ведь последнему не нужно производить никаких действий для того, чтобы его «узнали». Но есть и минусы, о которых мы говорили выше — IP-адрес редко является принадлежностью одного конкретного компьютера в Сети. Однако, скажем, на интранет-сайтах, находящихся внутри локальных домовых или корпоративных сетей, эту технологию вполне можно использовать. А если у вас существует база данных пользователей, то адреса, определяемого сервером, будет достаточно и для простой авторизации на сайте с предоставлением персонифицированных данных.
С помощью сookies-файлов можно довольно просто идентифицировать практически любого пользователяВторой простой метод, который в большинстве случаев позволит понять, что пользователь уже заходил к вам на сайт, и поприветствовать его — это использование механизма cookies. Их поддерживают все современные браузеры, а на стороне сервера с cookies можно работать, например, при помощи PHP. Безо всяких действий со стороны пользователя вы можете сами узнать, когда он посещал ваш сайт последний раз, и использовать это в приветствии. Если же посетитель был зарегистрирован у вас, и о нем есть дополнительная информация в базе данных, то можно передавать в cookie-файле только идентификационный номер его записи или логин. Такой принцип может использоваться для организации функции «Узнавать, но спрашивать пароль», которая используется сейчас на таких известных порталах, как Yahoo!, "Яндекс" и других.
Безусловно, очень приятно, когда, заходя на сайт, вы можете видеть вверху страницы фразу "Добро пожаловать, Сергей Сергеевич, на наш сайт. Последний раз вы были у нас 5 марта 2004 года, и мы по вам очень сильно соскучились!". Но есть и более интересные варианты превращения общего интернет-сайта в индивидуальный инструмент каждого пользователя.
Очень интересной и полезной для многих функцией будет возможность изменять оформление сайта пользователем. Разумеется, эти настройки должны сохраняться до следующего посещения сайтаСейчас многие сайты позволяют своим посетителям изменять внешний вид страниц и запоминать данное состояние до следующего захода. То есть, например, у одного интернет-сайта существует несколько вариантов оформления, выполненных в разных цветовых гаммах, а может быть просто «старый дизайн» и «новый дизайн». Помните, что далеко не все пользователи сразу же и с радостью воспримут новый дизайн вашего сайта, а потому иногда, чтобы сохранить пользователей, нужно сохранить и возможность смотреть на ваши страницы в старом дизайне. Но дать возможность менять внешний вид — это одно, а запомнить такое состояние — совсем другое дело. И здесь также поможет наше решение на основе cookies, потому что даже если пользователи регистрируются на вашем сайте, то делать выбор варианта оформления в зависимости от логина человека не стоит, так как он вполне может и не вводить его на сайте. Лучше всего сделать это с помощью информации, передаваемой в cookies-файлах или, как мы уже предлагали, передавая только логин пользователя, а все остальные данные вытаскивая из базы посетителей.
Необходимость регистрации пользователя — эффективный метод, но не всегда удобный для посетителейВообще, самым эффективным способом узнавать своих пользователей является их необходимая регистрация и авторизация при каждом посещении. Но если вводить такие жесткие ограничения на сайте, то многие могут просто уйти от вас. Здесь можно порекомендовать использовать все возможности для организации удобной работы зарегистрированных пользователей, но сохранении функционала и для незарегистрированных. Так вы сможете не просто сохранить каждого посетителя, но и стимулировать их регистрацию.
Есть еще несколько способом взаимодействия с посетителями — например, «Корзина», которая стала необходимостью в каждом интернет-магазине. Товары, которые пользователь отбирает в свою «корзину», сохраняются в ней, даже если сессия работы с сайтом окончена.
На информационных сайтах, где публикуется большое количество информации, может оказаться полезной функция ведения собственного «Избранного», привязанного к вашему сайту. Туда посетители смогут быстро и удобно добавлять ссылки на статьи, которые они хотят просмотреть вновь. Можно создать и подобие блокнота для небольших заметок. Если сделать возможность сохранять в нем записи без перезагрузки страницы, то он будет очень даже востребован. А если приложить свою фантазию и поразмышлять над задачами своего проекта, то можно придумать еще несколько оригинальных и полезных решений.
Очень важно использовать возможности организации обратной связи с пользователямиВсе вышеперечисленные функции предназначены для односторонней связи с пользователем — то есть мы говорили о том, как сайт может персонально обращаться к посетителям. Но немаловажной является и организация обратной связи пользователей с авторами сайта, или интерактивное влияние посетителей на его содержание (насколько интерактивным оно может быть в и без того интерактивном Интернете).
Простейшие способы обратной связи — это размещение ссылки на адрес электронной почты сотрудника, отвечающего за работу интернет-сайта, или специальная форма, которую пользователь может заполнить для того, чтобы его сообщение было отправлено по электронной почте все тому же сотруднику. Правда, надо сказать, что пользователи нечасто пользуются такими возможностями, пока им не будет нужно что-то определенное.
Если вы хотите узнать мнение своих посетителей в том или ином вопросе, то воспользуйтесь механизмами организации комьюнити — такими, как форумы — или просто установите механизм голосований. Таким образом, будет ясно, что вы не просто не против получить мнение пользователя, но и просите его об этом.
В заключение хочется отметить, что пренебрегать возможностями персонального общения с посетителями не стоит. Люди очень любят, когда к ним обращаются персонально, а тем более — когда спрашивают их совета по тому или иному вопросу. Даже если они не станут отвечать, а вам их ответы не очень-то и нужны, попробуйте — вполне возможно, что это привлечет новых посетителей или сделает их заходы на ваш сайт более регулярным явлением.
Статья получена: hostinfo.ru