С чего все начиналось
Первые интерент-магазины появились в СШАА начиналось все достаточно давно. Первые интернет-магазины появились в США, признанном лидере электронной коммерции. В начале через Сеть торговали цифровыми товарами, в частности, shareware-программами. Это было очень удобно: получил деньги, отослал по электронной почте ключ — и все, сделка завершена. Правда, потом кто-то додумался использовать для пересылки товара обычную почту. С этого момента и началось бурное развитие интернет-торговли. Достаточно долгое время наиболее популярным «некомпьютерным» товаром были книги. И действительно, они практически идеальны для розничного интернет-трейдинга. Затем стали появляться магазины с другими «мелкими» товарами — аудио- и видеокассетами, сувенирами (кружками, футболками с наклейками и т.п.). И только потом дело дошло до серьезных товаров — бытовой техники, мебели и даже автомобилей.
Интернет-магазин. Так что же это все-таки такое?
Для подавляющего большинства посетителей интернет-магазины представляют собой просто сайты. Люди редко задумываются о том, что остается «за кадром». А ведь сайт интернет-магазина — это всего лишь верхушка айсберга. За кулисами остаются реальные помещения (склад, офис и т.д.), множество людей — от уборщицы, которая убирает упомянутые помещения, до директора. Среди персонала электронной торговой точки (если, конечно, это нормальный интернет-магазин, а не попытка вашего соседа продавать компакт-диски собственной записи) вы найдете и компьютерных специалистов, и товароведов, и бухгалтеров, и маркетологов, в общем, всех тех, кто работает и в офлайновых «маркетах». Таким образом, получается, что интернет-магазин не так уж и сильно отличается от обычной торговой точки.
Как же это работает
Интернет-магазин очень похож на обычный офлайновый магазинА теперь давайте попробуем выяснить, как же работает интернет-магазин. В начале у поставщиков закупается оптом товар, который размещается на складе. Затем на сайте магазина появляется описание и цена привезенного товара. Посетитель, решивший сделать покупку, оплачивает ее любым возможным способом. Обычно каждый интернет-магазин предлагает несколько различных видов оплаты. Чаще всего это банковский, почтовый или телеграфный переводы, кредитные карты, электронные платежные системы (WebMoney, «Яндекс.деньги»). После поступления средств на счет интернет-магазина товар отсылается покупателю. Причем тут также возможно использование нескольких способов: пересылка почтой, отправка с курьером, отправка с курьером до железнодорожной станции и множество других.
Немного иначе дело обстоит с интернет-магазинами, торгующими цифровыми товарами: pin-кодами различных карт (интернет-карт, карт оплаты мобильной связи и т.д.), shareware-программами, компьютерными моделями, оцифрованными музыкой и видео. В этом случае проблемы с отправкой покупки клиенту не существует. Товар отправляется по электронной почте или скачивается через Интернет. А при использовании электронных платежных систем, покупку можно совершить буквально за одну минуту. Согласитесь, очень удобно.
Интернет-магазины. Какими они бывают
Классифицировать интернет-магазины можно по нескольким признакам. И наиболее очевидной будет классификация по продаваемым товарам. В принципе, здесь можно выделить две группы. Первая — это магазины, торгующие товарами, относящимися к одной области. Чаще всего подобные электронные «маркеты» возникают на базе существующих офлайновых фирм, которые таким образом пытаются малыми затратами расширить круг своих клиентов. На первый взгляд, этот шаг вполне оправдан — ведь, на первый взгляд, нужно всего лишь создать сайт, поскольку все остальное (связи с поставщиками, квалифицированный персонал, помещения и т.д.) уже есть. К сожалению, большинство руководителей не понимают, что для успешной торговли в Сети сайт нужно постоянно развивать и рекламировать. Без этого интернет-магазин останется всего лишь имиджевой «игрушкой», просто позволяющей добавить его адрес на визитку фирмы.
Создание успешного интернет-магазина — сложная задачаВторая группа интернет-магазинов — универсамы. Здесь посетитель может приобрести самые различные вещи. Таких магазинов в Рунете совсем немного, поскольку чаще всего они создаются «с нуля». А это требует огромного труда и значительных капиталовложений, окупить которые в сегодняшних условиях очень даже непросто.
Проблемы интернет-трейдинга
Оплата и доставка — вот две большие проблем интернет-трейдинга в России
У современного интернет-трейдинга в России существует две большие проблемы: оплата и доставка. Во всех западных странах большая часть населения пользуется кредитными картами, которые прекрасно подходят для использования в Сети. В России же «кредитки» — достояние немногих. И если в Москве дела обстоят еще более-менее хорошо, то в регионах эта проблема весьма актуальна. Правда, в последнее время все большее число интернет-магазинов предоставляют своим клиентом возможность расплатиться за товар через электронные платежные системы. А это практически полностью решает проблему оплаты.
Второй вопрос, возникающий у большинства потенциальных клиентов интернет-магазинов — это доставка. И действительно, если в Москве и Питере с этим никаких сложностей нет (товар доставляют курьеры бесплатно или за небольшое вознаграждение), то в провинцию курьер, разумеется, не поедет. Приходится выбирать между почтой, которая может доставлять товар целый месяц, а то и дольше, причем покупка может потеряться или испортиться в дороге, и курьерской службой, которая доставит купленную вещь быстро и с гарантией, но возьмет за это весьма приличную сумму. Вот и получается, что удобней и выгодней людям на периферии покупки делать в обычных магазинах, а не в сетевых. Именно из-за этого интернет-трейдинг и поднимается в России достаточно медленно (если, конечно, не считать Москву и Петербург).
Вместо заключения
И все-таки интернет-торговля в России развивается. Пусть медленно, постепенно, с трудом преодолевая множество барьеров, появляющихся на его пути, но развивается. И это очень хорошо, потому что электронные магазины удобны для покупателей. Можно сказать, что за ними будущее. И это не просто красивые слова. Посмотрите хотя бы на США, где больше половины населения регулярно делает покупки в интернет-магазинах. Очень надеюсь, что и мы с вами доживем до подобного в ближайшее время.
Ссылки по теме
- Список интернет-магазинов
- С чего начинается создание интернет-магазина
- Электронные платежные системы
Статья получена: hostinfo.ru