Согласно данным, обнародованным сотовыми операторами «большой тройки» («МТС», «Мегафон» и «Билайн»), в 2006 году число абонентов мобильной связи достигло 145 миллионов, что сопоставимо с численностью населения страны. При этом прирост числа абонентов за 2006 год заметно снизился по сравнению с предыдущими годами и составил от 17% («МТС») до 30% («Мегафон»). Что же дальше?
В 2006 году число абонентов мобильной связи достигло 145 миллионов, что сопоставимо с численностью населения страны
Даже представители компании «Мегафон», имеющей наиболее динамично расширяющуюся сеть, признают, что рынок близок к порогу насыщения и первый этап развития, когда основные усилия направлялись на рост абонентской базы, завершается.
В этих условиях сохранение и дальнейший рост прибылей компаний — мобильных операторов возможен только за счет увеличения показателя ARPU — средней выручки за месяц в расчете на одного абонента.
С этой целью компании-операторы активно привлекают к сотрудничеству сторонние организации, специализирующиеся на оказании абонентам сотовой связи информационно-справочных и развлекательных услуг.
Спектр оказываемых услуг (которые далее будут называться также сервисами) довольно широк, и в них можно выделить несколько категорий.
К первой категории относятся разовые услуги, сценарий оказания которых таков: абонент посылает SMS-сообщение, в ответ ему провайдер отправляет одно или несколько коротких сообщений, в которых содержится непосредственно информация или ссылка для скачивания этой информации. Это сервисы скачивания мелодий, картинок и Java-игр для новейших моделей телефонов, гороскопы, новости и так далее. Бывают и чрезвычайно забавные экземпляры, например: «Отправьте описание того, с кем вы хотите познакомиться, и мы пришлем вам его номер». Пользователи этого сервиса, вероятно, полагают, что на той стороне сидит человек, который по номеру телефона определяет, подходит ли владелец под описание, а потом набивает ответную эсэмэску. Конечно, ничего подобного на самом деле не происходит. А что происходит, об этом расскажем чуть позже.
Вторая категория — услуги регулярные, или подписка. К таковым относятся рассылки тематических новостей и любой информации, которая интересна в динамике. Пользователь может оформить подписку либо отказаться от нее.
Интерактивные услуги заключаются в том, что через сервер провайдера пользователи могут обмениваться сообщениями друг с другом, следуя определенным правилам. Это SMS-чаты, SMS-игры, SMS-знакомства и так далее. В этом случае провайдер просто пропускает сообщения через себя, дополняя/перенаправляя/размножая их по мере надобности.
В зависимости от заявленной стоимости SMS-сообщения контент-провайдер может получить до 70% этой суммы
Денежная схема бизнеса проста: абонент платит за отправляемые на короткий номер SMS сумму, значительно превышающую стоимость отправки обычного сообщения. Сумма, взимаемая за отправленное сообщение, фиксируется в абонентском договоре между провайдером услуги и сотовым оператором. Обычно оператор предоставляет провайдеру на выбор набор стандартных значений. Поступившая сумма распределяется между оператором и провайдером (в зависимости от заявленной стоимости SMS-сообщения провайдер может получить до 70 процентов). Выгода для операторов очевидна: с абонентов можно собрать еще денег, растет ARPU, следовательно, растет прибыль; преимущества для провайдеров не менее очевидны: круг потенциальных потребителей услуг сформирован и стабилен, по договоренности с оператором можно получить сводную информацию о них в различных разрезах: по полу, возрасту, местоположению и т. п. Отсюда точное выделение целевой аудитории, оценка ее численности, доступ к информации, однозначно характеризующей результаты маркетинговых мероприятий. Выгода для пользователей? Судя по разнообразию мелодий мобильников, звучащих в общественном транспорте, количеству провайдеров, объему и качеству рекламных кампаний, спрос есть, и удовлетворить его — ваша задача, уважаемые провайдеры.
Предположим, что у вас есть идея сервиса, который покорит сердца миллионов. Что же нужно для того, чтобы воплотить его в сотовой сети?
Прежде всего необходимо заключить с компанией — мобильным оператором абонентский договор, согласно которому вы будете пользоваться коротким номером. В этом договоре указывается стоимость SMS-сообщения, отправляемого пользователем на этот номер, а также распределение этой стоимости между вами и оператором.
Далее разработать (или заказать) программную систему, которая бы поддерживала интерфейс взаимодействия с оператором и обрабатывала поступившие SMS-запросы согласно логике функционирования сервиса.
Схема взаимодействия провайдера и оператора довольно проста:
- Провайдер должен подключиться к интерфейсу оператора, указав пару логин/пароль, полученную при заключении абонентского договора.
- При поступлении на короткий номер SMS-сообщения серверу провайдера передается пакет — запрос на оказание услуги, в котором полностью сохраняется содержание поступившего сообщения.
- Если провайдер может исполнить запрос, то он обязан передать оператору пакет — подтверждение. Если же запрос по каким-то причинам выполнен быть не может, провайдер обязан сообщить об этом оператору при помощи соответствующего пакета, чтобы стоимость SMS-сообщения не снималась со счета пользователя.
- Провайдер обрабатывает сообщение согласно внутренней логике сервиса (разбирает текст сообщения, сохраняет/выбирает из базы данных запрошенную информацию, формирует ответное сообщение).
- Провайдер передает пакет (пакеты) с ответным сообщением (сообщениями) оператору.
- Оператор передает провайдеру пакет, в котором указывается, доставлено ли сообщение пользователю, и если нет, то по какой причине.
С технической точки зрения интерфейс с оператором может быть реализован на базе одного из протоколов: SMPP (Short Message Peer to Peer Protocol) или SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Здесь решение зависит исключительно от решения разработчика, явно выраженных преимуществ и недостатков тот или иной вариант не имеет.
Добытое тем или иным способом программное обеспечение необходимо теперь подключить к Всемирной сети, то есть захостить. Здесь тоже есть варианты: разместить сервер на своей площадке и подтянуть к нему канал либо арендовать физический сервер у компании-хостера.
Для хостинга системы контент-провайдинга рекомендуется арендовать физический, а не виртуальный сервер
Рекомендуется арендовать именно физический, а не виртуальный сервер, поскольку крайне желательно иметь гарантированный доступ к вычислительным ресурсам сервера. Ведь наличие вычислительных ресурсов определяет время реакции системы на SMS-запрос, которое, в свою очередь, является показателем качества обслуживания и, соответственно, удовлетворенности конечного клиента оказанной услугой.
При выборе хостинга необходимо иметь оценку требуемой пропускной способности интернет-канала. Пропускная способность канала может быть оценена следующим образом:
где ППС — потребная пропускная способность в килобитах в секунду;
РКС — расчетное количество скачиваний в месяц;
СРР — средний размер ресурса в килобайтах;
РПС — резерв пропускной способности канала в процентах. Резерв пропускной способности учитывает пересылку служебной информации между контент-провайдером и оператором сотовой связи, а также несистематическое превышение расчетного числа скачиваний в месяц и пиковые нагрузки.
Например, при расчете для
Целевая аудитория SMS-сервисов — разбирающиеся в современных технологиях люди, и на сайт они, скорее всего, также обратят внимание
И, наконец, последний вопрос: нужен ли провайдеру сайт? Технической необходимости в этом нет. Сервер, на котором реализуется услуга, по определению должен быть подключен к сети Интернет, чтобы обмениваться пакетами с оператором, и решение о том, устанавливать ли на этот сервер дополнительно веб-сервер и страницы, зависит исключительно от концепции сервиса. Возможно, провайдер захочет оказывать ту же услугу не только через SMS-сообщения, но и на сайте. Это его право. Возможно, он сочтет целесообразным разместить на сайте справочную информацию о пользовании SMS-сервисом. Возможно, сайт будет выполнять какие-то сопутствующие функции, например, знакомить потенциальных и действующих пользователей с каталогом ресурсов для мобильных телефонов, доступных в рамках SMS-сервиса. В любом случае можно отметить, что целевая аудитория SMS-сервисов — разбирающиеся в современных технологиях люди, и на сайт они, скорее всего, также обратят внимание.
Как видите, все не так сложно. Надеемся, что в ближайшем будущем можно будет ожидать появления более интересных услуг, чем «отправь LOVE на короткий номер...».
Ссылки по теме
- «Никита». Мобильные игры и услуги
Статья получена: hostinfo.ru