Сегодня о коммерциализации Интернета можно говорить как о свершившемся событии. И действительно, практически любая компания имеет в Глобальной сети свой собственный сайт. И многие фирмы не просто следуют веяниям времени, но и стараются действительно использовать его в своем бизнесе. Да и об электронной коммерции можно ничего и не говорить. Интернет-магазинов, торгующих чем угодно, в Сети более чем достаточно.
Ну а вместе с бизнесом в виртуальное пространство пришли и все его атрибуты, например конкуренция. Причем не только нормальная, но и, как говорится в законе, недобросовестная.
Конкуренция — основное понятие рыночной экономики. Однако иногда она принимает очень жесткие формы
Вообще-то всем известно, что конкуренция — это очень хорошее явление, способствующее развитию бизнеса, определяющее стоимость товаров или услуг, а также качество обслуживания клиентов. Ее можно смело назвать одним из основных регуляторов рынка. Недаром ведь к наиболее значимым функциям правительства любого государства с рыночной экономикой относится пресечение деятельности монополий и обеспечение нормальной конкуренции. Впрочем, стоит признать, что иногда соперничество в бизнесе выходит за рамки закона. Результатами этого могут стать не только судебные процессы между компаниями, но и взрывы в офисах, перестрелки на улицах и т. д. Не стала исключением из этого правила и Глобальная сеть. Так что в ней присутствуют элементы как добросовестной, так и недобросовестной конкуренции. Причем есть один факт, который сильно усугубляет положение. Речь идет об отсутствии нормативных актов, регламентирующих деятельность в Интернете, и методов контроля над их исполнением. Таким образом, в Глобальной сети, у всех развязаны руки.
Легальные методы
Для конкурентной борьбы в Интернете используются абсолютно те же методы, что и в офлайновой среде
Для конкурентной борьбы в Интернете используются абсолютно те же методы, что и в офлайновой среде. Это реклама, проведение различных маркетинговых акций для привлечения заинтересованных посетителей, предоставление скидок клиентам компании, распечатавшим специальный купон с корпоративного сайта, и т. д. Конечно же, среда вносит свои коррективы. И поэтому к обычным средствам конкуренции добавляются еще и специфические для Интернета. Для примера можно взять поисковую оптимизацию, с помощью которой веб-проект будет привлекать к себе целевую аудиторию, фактически отбирая ее у своих конкурентов.
Но кроме этих очевидных методов конкурентной борьбы используются и другие, обычно скрытые от массовой аудитории, но тем не менее тоже абсолютно законные. Например, в крупных офлайновых компаниях существуют специальные аналитические отделы, которые, исследуя открытую информацию о конкурентах (их пресс-релизы, статьи в прессе и т. д.), иногда могут сделать выводы о дальнейшем направлении развития соперников, просчитать следующие ходы и т. д. Примерно те же приемы могут использоваться и в Интернете.
Балансируя на грани
Есть в Интернете методы конкуренции, которые нельзя назвать незаконными. Тем не менее они балансируют на грани
Некоторые методы конкуренции нельзя назвать незаконными. Тем не менее они балансируют на грани, попадая под определение жестких. В качестве примера можно привести несколько таких приемов. Допустим, какая-то компания использует для своего веб-проекта поисковую оптимизацию и достигает неплохих результатов. В этом случае конкуренты вполне могут написать в службы поддержки поисковых систем* анонимное письмо (а то и не одно от имени разных людей) с жалобой на так называемый спамдексинг. Причем совсем не обязательно, чтобы нарушения действительно были. Даже небольшая ошибка в использовании поисковой оптимизации может посчитаться сотрудниками поисковых систем за поисковый спам, в результате чего сервер будет забанен, то есть исключен из результатов поиска.
Дискредитация
Одним из основных методов недобросовестной конкурентной борьбы является дискредитация соперников
Одним из основных методов недобросовестной конкурентной борьбы является дискредитация соперников. Для ее проведения существует множество различных способов. Например, вот такой. Человек заводит себе почтовый ящик на бесплатном сервере и связывается с некоторыми онлайновыми изданиями, представляясь сотрудником компании-конкурента. Естественно, он сохраняет полную анонимность, якобы опасаясь преследований со стороны руководства, и дает интервью, в котором рассказывает что-то очерняющее «его» фирму. В офлайновой прессе такой материал вряд ли кто-то рискнет опубликовать, поскольку компания-жертва может легко подать в суд на издание, заставив его выплатить солидную компенсацию. В Интернете же сегодня, как мы уже говорили, практически никакие законы не работают.
Другим вариантом дискредитации является регистрация на форуме или в гостевой книге сайта компании-конкурента и периодическое оставление ругательных записей якобы от клиентов фирмы. Впрочем, такой способ никак нельзя назвать эффективным. Поэтому некоторые компании действуют иначе. Человек, лучше всего разбирающийся в области деятельности фирмы, регистрируется и начинает общение на нескольких наиболее уважаемых тематических форумах. Он отвечает на вопросы новичков, помогает им и вообще ведет активную деятельность, заслуживая уважение. Получив же какой-то авторитет, он начинает потихоньку настраивать посетителей этого форума против конкурентов. Например, может описать, как он пытался что-то купить в такой-то фирме и как его там обманули или подсунули некачественный товар. И многие люди прислушиваются к его мнению. Можно пойти и еще дальше — зарегистрировать несколько аккаунтов (один из которых от имени сотрудника компании-жертвы) и развернуть между ними настоящую дискуссию, в процессе которой доказать несостоятельность фирмы-конкурента. Правда, стоит отметить, что такой вариант дискредитации — процесс очень тонкий и даже, можно сказать, творческий. Поэтому справиться с ним может далеко не каждый. Так что нет ничего удивительного в том, что некоторые компании даже нанимают специальных людей для дискредитации своих соперников или пытаются найти помощников среди активных участников различных форумов и других сетевых сообществ.
DDoS-атаки
DDoS-атаки против сайтов конкурентов являются аналогом террористических атак в реальной жизни
Мы уже говорили, что в процессе недобросовестной конкурентной борьбы могут использоваться такие дикие методы, как взрывы офисов и убийства руководителей соперников. В Интернете тоже случается нечто похожее. Правда, в Глобальной сети используется не обычный, а виртуальный терроризм. И все чаще и чаще методом воздействия на конкурентов становятся DDoS-атаки. При их проведении веб-проект соперников оказывается полностью парализован и недоступен для обычных посетителей. Естественно, в большинстве случаев падение простого корпоративного сайта особого вреда фирме не нанесет. Другое дело, если веб-сервер использовался для ведения дел с партнерами, например для заказа последними оптовых партий товаров. В этом случае два-три дня простоя сайта могут нанести компании достаточно ощутимый ущерб. Особенно это верно в тех случаях, когда реализуемая атака очень точно рассчитана и проводится во время проведения какой-нибудь акции или сезонного повышения объемов продаж.
Правда, стоит отметить, что реализовать грамотную DDoS-атаку не так-то и просто. То есть для ее проведения придется воспользоваться услугами сторонних специалистов. А это, во-первых, достаточно дорого. Ну а во-вторых, есть очень большой риск нарваться на мошенников. Сегодня в Интернете немало таких людей, которые обещают организовать DDoS-атаки на любые сайты. Однако после получения денег (а деньги всегда выплачиваются вперед) эти личности бесследно испаряются. Ведь все хакеры пользуются только анонимными контактами, которые бросаются после каждого использования. Таким образом, компания никогда не сможет найти людей, которые ее «кинули».
Подводим итоги
Итак, как мы с вами, уважаемые читатели, убедились, Интернет действительно может стать полем для ведения конкурентных войн между компаниями. Этому способствует в первую очередь практически полное отсутствие сколько-нибудь действенных механизмов, позволяющих правоохранительным органам контролировать исполнение правовых норм в Глобальной сети. Будем надеяться, что такая ситуация не будет длиться вечно, а бизнес в Интернете будет вестись только с помощью цивилизованных методов.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru