Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Интернет » Продвижение и оптимизация » Вебальта и барьеры переключения, или как Давиду победить Голиафа?

 

Вебальта и барьеры переключения, или как Давиду победить Голиафа?

 

 

Вебальта, новый поисковик, который в августе 2007 отметит два года своего существования. Поисковик очень амбициозный (по крайней мере, старающийся выглядеть таковым), декларирующей планы по завоеванию значительной доли поискового трафика рунета.

Я не слишком пристально слежу за событиями рунета и про Вебальту знал лишь вводные данные, из предыдущего абзаца. Однако, недавнее интервью сотрудников компании заставило меня присмотреться к завоевателю внимательнее.

Действительно, все мы любим истории, тем более истории классические.

загрузка...

 

 

История Давида и Голиафа - одна из таких много раз повторяющихся баек. Причем схема применима к любой ситуации.

Я помню в школе, в нашем классе был здоровый бугай, назовем его условно "Фрол". Фрол был размером с двух нормальных сверстников и мог запросто забить в драке парней на 2-3 класса старше. Так вот, если Фрола вызывал на бой какой-нибудь смельчак, то все "зрители" болели исключительно за такого "Давида", хотя его шанс на победу был 1 к 100.

Во взрослой жизни все повторяется. Нам интересно наблюдать как слабый бросает вызов сильному: победит ли?

Самый успешный Давид - это конечно Google, то как быстро этот поисковик взобрался на вершину стало поводом для тысяч, если не миллионов публикаций по всему миру. А из недавних битв "Давидов и Голиафов" одна из самых ярких - история Firefox, даже если не брать в расчет абсолютные цифры, данному браузеру удалось то, что безуспешно пытались сделать норвежцы с Opera: "откусить" пирог у Майкрософт с IE.

История Вебальты интересна мне по тем же мотивам: сможет ли новичок добраться хотя бы до первого "чекпойнта"? Битва за «царя горы» среди поисковиков Рунета выглядит приблизительно так:
• Яндекс ~47%;
• Google ~24%;
• Рамблер ~15%;
• Search.Mail.ru ~6%;
Вебальта расположилась вне первой десятки с долей в ~0.2%. Таким образом, задача нетривиальная, прямо скажем.

После прочтения интервью с командой Вебальта, у меня создалось ощущение, что у проекта нет четкой стратегии по завоеванию клиентов. Вернее, как раз стратегия есть, но она "неправильная".

Попытаюсь объяснить, почему я так считаю:

1 Невнятное позиционирование

Что нам известно о позиционирования проекта? То, что Вебальта - это поисковик, который "ищет лучше". Однако, по последним сводкам, разведка донесла, что Вебальта запустила почтовый сервис, а также готовит ряд других "клонов" уже существующих у Яндекса, Google и Mail.ru. Причем, всем, кроме создателей, не совсем ясно, чем сервисы новичка лучше.

Сама по себе идея предоставить пользователю более качественный поисковик хороша, но погоня за другими «зайцами» выглядит самоуверенным ребячеством.

Вместо того, чтобы сконцентрироваться на узкой нише и развивать её, компания размывает свое позиционирование до "еще одного аналога" (me too product), заставляя потенциального пользователя сравнивать не поисковик Вебальта с поисковиком Яндекса, а составлять общее мнение о всех сервисах. Кто в таком сравнение выиграет – вопрос риторический.

2 Сомнительные доказательства

Перейдем к реализации позиционирования, а именно "ищет лучше".

Дело в том, что для того, чтобы понять, насколько работает этот аргумент, надо знать, насколько недовольны пользователи Яндексом, Google и Рамблером. Причем, важно не то, что профессиональные вебмастера и прочие околопоисковые специалисты понимают почему "ищет лучше", важно, чтобы реальные пользователи-чайники приняли простые и лаконичные аргументы Вебальты против Яндекса, Рамблера и Google.

Однако, это лишь половина проблемы.

Представьте, что жители города N имеют выбор из четырех видов городского транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. И вдруг на авансцену выходит пятый игрок - маршрутные микро-автобусы. И заявляет: "возим быстрее!". Так- то оно так, но аргумент "возим быстрее" - недостаточен. Для кого-то автобус вполне себе "скоростной", не говоря о метро. В игру вступают другие аргументы у "новичка" быстрее, потому что а) широкий выбор маршрутов, б)посадки и остановки по требованию и тд.

Точно также и с поисковиком : само по себе качество поиска недостаточно, особенно при адекватном качестве этой функции у конкурентов. Простой пользователь оценивает не только поиск, но и каждую мелочь, сопутствующую ему:
• скорость загрузки первой страницы сайта и выдачи результатов;
• "юзабилити" поиска (например, перегруженность страницы графикой);
• виды поиска (в регионе, блогах, новостях, "товарах" и тд);
• объем рекламы в результатах выдачи;
• дополнительная информация о ссылках, полученных в выдаче (например, уровень "безопасности" сайтов);
• интеграция результатов выдачи с дополнительными сервисами;
и т.д.
Возможно, создатели Вебальты готовят такие аргументы и мы сможем оценить их в будущем, но пока, если откинуть сам движок поиска, новоявленный "Давид" ни чем не удивляет.

3 Отсутствие видения

При задумке и создание нового бизнес-проекта, его создатели сталкиваютсь со следующими важными факторами, которые и составляют «видение»:
• ценность (почему люди будут отдавать вам деньги?);
• наличие рынка (а есть ли люди, которые будут отдавать вам деньги и сколько их?);
• бизнес-модель (каким образом вы будете "в плюсе"?);
• реализация (какие рыночные силы могут помешать реализации?).
Различные успешные бизнес-проекты подходят к этим факторам в разной последовательности: кто-то идет от наличия рынка, кто-то от наличия технологии (ценность), но главной результирующей является анализ рыночных сил, т.е. реализации. Реализация и понимание будущих событий на рынке - это в некотором роде квинтэссенция видения.

Но я не буду читать лекцию про пользу видения, а приведу простой пример из сегодняшнего кейса Вебальты.
Мне неизвестно, что было раньше: анализ рынка Рунета или наличие поисковой технологии. Это и неважно в данном контексте. Не столь важен и анализ бизнес-модели, т.к. вариант один - монетизация трафика с помощью рекламных инструментов.

Но важен анализ рыночных сил, которые могут помещать реализации задуманного. И тут я не замечаю четкого видения картины со стороны разработчиков проекта. Создается ощущение, что, сконцентрировавшись на качестве своей технологии поиска, а также подбадривая себя амбициозными целям, в Вебальте забыли про клиента. Например, в интервью упоминается увеличение мощностей дата-центра, другие технические особенности, но нет четких объяснений, почему клиенту будет выгодно перейти и пользоваться Вебальтой. Кроме "наш поиск будет лучше" других аргументов нет, как нет и явных доказательств (понятных простому пользователю), почему поиск лучше.

А что же клиент? Главные препятствия тут - барьеры переключения и "комплекс первой покупки" и эти ноги растут из невнятного позиционирования и слабых доказательств.

Чем шире функционал портала (поиск, блоги, почта, фото, новости, карта, домашние страницы, и т.д.), тем выше барьер переключения на аналогичный "комбайн". Незачем ему менять комбайн модели «Яндекс» на «Вебальта»

"Заставить" пользователя изменить привычки можно не только сильной рекламной кампанией (зачатки которой мы наблюдаем со стороны российского отделения Google), но и конкурентными преимуществами совокупного предложения.

Даже если предположить наличие у Вебальты рекламного бюджета, я не вижу, за счет каких преимуществ пользователи будут преодолевать барьеры переключения.

Как Давиду победить Голиафа?

Картина для Вебальты получилась не совсем радужная. А ведь история-то интересная и многие были бы рады очередному серьезному игроку на рынке.

Что же делать? Как Вебальте, если не победить, то хотя бы потеснить рунетовских "Голиафов"?

Гипотетически стратегию Вебальты, да и любого другого новичка-поисковика, можно было бы разбить на три этапа:
1. Завоевание аудитории (нишевое позиционирование);
2. Расширение сервисов (расширение позиционирования);
3. Монетизация трафика (возвращение инвестиций и выход на прибыльность).
В текущей ситуации, Вебальта запустила все три этапа одновременно, тем самым лишив себя уникальности и поставив под сомнение переключение клиентов, которые просто не видят разницы между новичком и уже существующими привычными порталами-лидерами.

Завоевание аудитории - это смена привычек. Невозможно, чтобы 15%-20% рунетовцев в одночасье перестали заходить на Яндекс и стали искать в Вебальте. Для этого им надо предложить какие-то весомые доказательства (см. выше), причем, желательно использующие слабые стороны конкурентов:
• У конкурентов много рекламы в выдаче? Отключите свою рекламу вообще!
• У конкурентов много "мусора" в результатах? Введите визуальное ранжирование сайтов, отмечая специальными значками "надежность" и "сомнительность" выдаваемых ссылок;
• У конкурентов "скучный" формат вывода данных? Сделайте вывод вашей информации более "весёлым" - добавьте возможность высветить скриншот полученного URL с помощью небольшого всплывающего окна-подсказки;
• Пользователи конкурентов жалуются на медленную загрузку страниц? Сделайте ваши серверы гораздо мощнее!
• Другие поисковики интегрированы только со своими сервисами? Интегрируйтесь со всеми! Дайте возможность быстрого доступа к почте на Яндекс, Mai.ru, Рабмлер и Gmail, будьте удобнее для всех, снизьте количество барьеров!
и т.д.
Задача - именно сначала переключить аудиторию, а не заработать на ней быстрые деньги.

Далее, постепенно, добавляются другие сервисы, но при этом - каждый новый сервис, по аналогии с поиском, должен быть лучше конкурентов, бить по их слабым местам. Лучше открыть один новый, но отличный сервис, чем пять никчемных.

Наконец, по мере обрастания жирком в виде трафика, можно начать монетизацию оного, запуская сервисы контекстной рекламы и прочие инструменты.

Гипотетически, возвращение инвестиций и получение прибыли возможно и через продажу проекта богатому инвестору. Но при существующей на рынке конкуренции придется предъявить не номинальный продукт в виде поисковика и набора сервисов, а внятную стратегию с реальными цифрами.

Михаил Пеньковский , коммерческий директор компании Agnitum Ltd
Статья получена: www.SeoNews.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Вебальта и барьеры переключения, или как Давиду победить Голиафа?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Летающая Audi A4, или Какой немец не любит быстрой езды?

Немцы любят быструю езду, благо и финансовые, и дорожные условия очень этому увлечению способствуют. Но, с другой стороны, врожденному практицизму «самой автомобилизированной нации» претит идея передвигаться каждый день на нарочито богатых и скоростных автомобилях. Очередной ответ на эту дилемму дали тюнеры из немецкого ателье B&

» Немецкие автомобили - 2567 - читать


«Липовая» таможня или как заработать на конфискате

Достоверно известно: госсобственность в России воровали, воруют и будут воровать всегда. Впрочем, помимо гадов, растаскивающих государственное имущество по личным углам, еще существует масса жуликов, использующих вышеозначенную аксиому как “наживку” для простодушных, но падких на халяву граждан. Одна из самых популярных — обещание помочь в приобретении у государства ранее конфискованной иномарки.

» Немецкие автомобили - 3823 - читать


Автожурналисты «прищучили» министра или как бороться с радаром

Французские министры МВД и транспорта были уличены журналистами в превышении скорости при езде на автомобиле по дорогам общего пользования, передает «Вести.ру». Причем, сделано это было перед тем, как оба министра презентовали новый полицейский радар и призывали водителей не превышать скорость на дорогах! По словам министров, новый радар обязательно зафиксирует нарушения правил любым автомобилем, причем система отмечает не только превышение скорости, но и езду с непристегну ...

» Разное - 2231 - читать


Таможенный развод или как не стать жертвой мошенников

Таможенный "развод" (что нужно знать перевозчику, чтобы не стать жертвой мошенников и не потерять груз) Сегодняшний урок — о том, как отечественному перевозчику предупредить умыкание груза не уполномоченным на то иностранным грузополучателем. В основу урока лег реальный случай тщательно спланированного мошенничества по отношению к украинским водителям. Эффективность и лихость описанного мошенничества во многом была обусловлена тем, что осуществлено оно было непосредственно ...

» Разное - 3258 - читать


«Смотрись в меня, как в зеркало», или Как победить соперницу

В нашей жизни, как на войне, никогда не знаешь, откуда грянет гром. И то и дело дорогу нам пытаются перейти другие женщины, которым чем-то приглянулись наши бойфренды и мужья…С соперницами сражаются по-разному. Существует как минимум три главных способа их победить.

» Семейная жизнь - 3507 - читать



Статья на тему Интернет » Продвижение и оптимизация » Вебальта и барьеры переключения, или как Давиду победить Голиафа?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru