Рано или поздно любой оптимизатор сталкивается с проблемой подбора ключевых слов для составления семантического ядра продвигаемого сайта. Практически каждый SEO-специалист делает это по-своему, кто-то полагается на собственный опыт, кто-то на готовые решения (например, такие как модуль «Подбор ключевых слов», входящий в состав программы Semonitor). Хотя в целом задача подбора ключевых фраз сводится к нахождению компромисса между популярностью запроса и его конкурентностью. Во многих руководствах по оптимизации сайта рекомендуется продвигать интернет-ресурс прежде всего по среднечастотным и низкочастотным запросам, т.к. конкуренция по ним существенно ниже.
Основной целью данной статьи является показать обоснованность такого подхода, опираясь на статистические данные, полученные в ходе исследований.
Основным источником информации для исследования послужила выборка запросов пользователей поисковой системы Яндекс в период с 19.12.2006 по 09.01.2007 (данные «Прямого эфира»), а также статистика популярности запросов согласно «Статистике запросов Mail.ru».
Прежде всего, возникает вопрос, каково распределение поисковых запросов относительно их длины (в словах), на рисунке 1 представлена круговая диаграмма представляющая эту зависимость:
Рис. 1 – Диаграмма распределения запросов
Как видно из рисунка, 27% пользовательских запросов состоит из двух слов, тогда как оптимизаторы зачастую выбирают для продвижения однословные запросы, на долю которых приходится 19% запросов. Анализируя общую картину, становится ясно, что 32% запросов состоят из более 4-х слов. Аналогичные исследования для западных поисковых систем (Google, MSN, Yahoo) проводятся компанией OneStat, начиная с 2003 года. В таблице 1 представлены как данные OneStat, так и нашего проведенного исследования.
Таблица 1
Длина запроса
% запросов пользователей
Onestat
2003 год
Onestat
2004 год
Onestat
2005 год
Onestat
2006 год
Данные собственного исследования
1 слово
24,76
19,02
13,42
11,43
19,3
2 слова
29,22
32,58
29,60
28,91
26,9
3 слова
24,33
25,61
27,55
27,85
21,8
4 слова
12,34
12,83
16,21
17,11
14,34
5 слов
5,43
5,64
7,58
8,25
8,18
6 слов
2,21
2,32
3,21
3,68
4,36
7 слов
0,94
0,98
1,34
1,59
2,26
Опираясь на данные в таблице 1 можно сказать, что по сравнению с западными пользователями, у российских граждан пока слабо развиты навыки поиска информации в интернете. Из динамики изменения процентного соотношения запросов к западным поисковым системам, можно сделать выводы, что количество однословных запросов к российским поисковым системам со временем будет и уменьшаться в пользу более длинных запросов.
Интересной представляется зависимость показателя конкуренции в зависимости от длины запроса. В качестве показателя конкуренции можно использовать количество страниц, выдаваемых поисковой системой на запрос пользователя. На рисунке 2 представлена гистограмма, отображающая уровень средний конкуренции запроса в зависимости от его длины.
Рис. 2 – Гистограмма распределения конкуренции
Из рисунка 2 видно, насколько сильно различаются показатели конкуренции однословных и двухсловных запросов. Также возможно в качестве меры конкурентности запроса принять популярность запроса. На рисунке 3 представлена гистограмма, отображающая зависимость средней популярности запроса в зависимости от его длины (в словах).
Рис. 3 – Гистограмма распределения конкуренции
На основе данных представленных на рисунках 1, 2 и 3 можно сделать выводы, о том, что продвижение по однословным ключевым фразам требует значительно больших затрат по сравнению с многословными, охватывая при этом около 20% пользовательских запросов.
В процессе исследования удалось выявить еще несколько интересных фактов. Например, процент «продвинутых» запросов к поисковой системе Яндекс, т.е. с использованием языка запросов, составляет всего 0,001%. Эти данные лишний раз свидетельствуют о низкой «поисковой» грамотности пользователей. Пользователь, не находя интересующую его информацию, вместо применения операторов поиска идет по пути расширения запроса. Также исследование показало, что в поисковой системе Яндекс всего для 3,3% запросов выдача содержит менее 10 страниц, сказывается размер поисковой базы, в которой на сегодня более 1 350 000 000 страниц. Еще одной характеристикой заслуживающей внимания является количество англоязычных запросов. Около 14% от общего количества запросов к поисковой системе Яндекс, задаются полностью на английском языке. Как правило, запросы на латинице связаны с поиском URL различных сайтов.
Конечным этапом исследования было определение наиболее популярных запросов пользователей. Результаты представленные в таблице 2 разбиты на две группы до и после Нового Года.
Таблица 2
№
За период с 19.12.2006 по 31.12.2006
За период с 01.01.2007 по 09.01.2007
1.
рефераты
знакомства
2.
знакомства
гороскоп
3.
погода
MAIL.RU
4.
поздравления с новым годом
погода
5.
гороскоп
сонник
6.
MAIL.RU
7.
реферат
дом 2
8.
карта Москвы
обои
9.
сонник
игры
10.
открытки
Рамблер
11.
новогодние открытки
12.
игры
Из рук в руки
13.
МТС
14.
новогодние поздравления
зайцев нет
15.
банк рефератов
приколы
16.
чат
рефераты
17.
Из рук в руки
RAMBLER
18.
Евросеть
Евросеть
19.
Эльдорадо
картинки
20.
дом 2
Билайн
Невооруженным взглядом видно, что большинство запросов представленных в Таблице 2 однословные. Однако четверть запросов – это известные не нуждающиеся в продвижении торговые бренды, большинство же носят «развлекательный» характер, то есть налицо явная некоммерческая направленность подобных запросов.
Надеюсь, что небольшое исследование, основные результаты которого изложены в этой статье, помогут вам по-новому взглянуть на процесс подбора ключевых фраз.
Антон ГиринSEO-аналитик
Статья получена: www.SeoNews.ru