Каролин Снайдер (Carolyn Snyder) выпустила замечательную новую книгу под названием "Paper Prototyping: Fast and Simple Techniques for Designing and Refining the User Interface". Исходя из названия в книге содержатся практические сведения о том, как создавать прототипы на бумаге и как собирать ценные данные о юзабилити интерфейса с минимальными затратами. Последовав советам, изложенным в книге, дизайнеры средних проектов смогут получить отдачу в размере 1000%.
Неужели так все просто?
Книга замечательная и в ней встречаются правильные и ценные советы.
И все же, существует риск, что люди, прочитав эту книгу, поставят ее на полку и никогда о ней не вспомнят. Судя по своему опыту, скажу, что дизайнеры практически никогда не пользуются бумажными прототипами в реальных проектах, даже несмотря на то, что благодаря им можно получить удивительные результаты.
Почему же так происходит? Неужели этот метод такой дорогой и такой сложный, что менеджеры проектов предпочитают потратить бюджет на что-то другое? Нет. Метод бумажных прототипов - один из самых быстрых и самых дешевых методов, которые можно применить в процессе дизайна.
Бумажные прототипы не используются потому, что люди полагают, что они не смогут с их помощью получить достаточно информации из такого простого и такого дешевого метода. Людям кажется, что настоящий эффективный метод должен стоить дорого и отнимать много сил и средств. "Слишком уж просто; ничего этот метод не даст" - думают дизайнеры, и "надо иметь реальный интерфейс, чтобы показывать его клиентам". Неверно! Если вы будете ждать, пока интерфейс будет готов, будет уже поздно что-то менять в нем после того, как вы его проверите на клиентах.
Клянусь своей репутацией, метод бумажных прототипов работает. Существует множество различных видов прототипов, и благодаря им вы сможете получить огромный эффект по сравнению с тем, сколько времени вы затратите на их изготовление и испытание. Я всегда провожу испытание всего лишь с тремя различными бумажными прототипами главной страницы веб-сайта, и все равно мы получаем огромное количество информации о том, как посетители будут пользоваться веб-сайтом и о том, насколько наш дизайн соответствует их запросам.
Почему бумажные прототипы экономят средства?
Двадцать лет опыта в юзабилити свидетельствуют, что чем раньше вы получаете сведения о юзабилити интерфейса, тем лучше будет конечный результат. Юзабилити сайта повысится на порядки, если уже на ранней стадии проекта вы сможете выявить скрытые проблемы и заложить их решение в проект, раньше поменять набор функций, заранее изменить архитектуру интерфейса. Разумеется, тестирование юзабилити на всем протяжении проекта также необходимо, но чем позже вы будете обнаруживать проблемы, тем хуже. На ранней же стадии проекта можно сделать фундаментальные изменения. По грубым оценкам я бы сказал, что выгода от ранних испытаний интерфейса на юзабилити примерно в 10 раз выше, чем выгода от данных, полученных на поздней стадии проекта. На поздних стадиях проекта испытания улучшают интерфейс примерно на 100%, в то время как на ранней стадии можно достичь 1000% и даже больше.
Сорок лет опыта разработки программного обеспечения свидетельствуют, что гораздо дешевле внести изменения в продукт в начале процесса разработки, чем на завершающей его стадии. Все подсчеты свидетельствуют, что в 100 раз дешевле внести изменения до того, как код был написан, чем после того, как он уже готов.
Итак: в 10 раз выше эффективности при внесении изменений на ранних этапах, и при этом в 100 раз дешевле затраты. Следовательно, лучше раньше, чем позже.
Выгоды от тестов на ранних стадиях проектирования настолько высоки, что вы непременно должны воспользоваться бумажными прототипами, даже если вы планируете проводить тесты и тогда, когда интерфейс будет уже готов. Если вы не верите мне, поверьте целому цеху разработчиков ПО и инженеров по юзабилити: чем раньше, тем лучше.
Метод тестирования на века
Метод бумажных прототипов также имеет и второе преимущество, помимо влияния на качество дизайна. Он может улучшить вашу карьеру. Вспомните все книги о компьютерах, веб-дизайне и о прочих подобных вещах, что вы прочитали. Сколько из них будут актуальны через десять лет? А через двадцать? Вспоминаю бессмертные слова моего бывшего шефа Скотта МакНили (Scott McNealy): срок жизни у любой технологии так же краток, как срок хранения бананов (technology has the shelf life of a banana).
И в то же время, метод бумажных прототипов будет жить столько же, сколько будет существовать на свете бумага. Обучившись этому методу, вы сможете использовать его в любом проекте до конца своей карьеры. (см. фотографии бумажных прототипов, которые мы делали в 1995 году для веб-сайта Sun. Они выглядят точно так же как и сегодня). Я понятия не имею, какие технологии будут популярны через двадцать лет, что я точно знаю, что и тогда нужно будет проводить тесты дизайна на юзабилити, что и тогда бумажные прототипы можно будет использовать для этого на ранних стадиях проекта.