В декабре 2003 года исполнилось 70 лет с момента отмены знаменитой 21-й поправки к Конституции США, запретившей продажу алкогольных напитков и установившей в США режим "сухого закона". Ныне американцы тратят на покупку алкогольных напитков около $100 млрд. ежегодно. Ныне в США набирают силу организации, которые выступают за возрождение "сухого закона".
"Сухой закон" в США действовал 13 лет - с января 1920 по декабрь 1933 года.
Его принятие стало результатом усилий многих влиятельных религиозных организаций, выступавших за запрет алкоголя на протяжении века. Любопытно, что в поддержку "сухого закона" выступили многие предприниматели: среди них был Генри Форд\Henry Ford, установивший, что производительность труда его рабочих заметно снижается, если они часто употребляют спиртное.
Однако запрет алкоголя не дал нужного эффекта: по данным американского историка Марка Торнтона\Mark Thornton, в 1920-е годы американцы потребляли столько же спиртного, сколько и до установления запрета. Исследователь Джейн Мак Грю\Jane Lang McGrew установила, что в эпоху тотального запрета алкогольных напитков женщины стали пить даже больше, чем раньше, а возраст приобщения молодежи к бутылке уменьшился.
Торговля спиртным ушла в подполье, размеры коррупции неимоверно возросли, как и мощь мафии, контролирующей эту торговлю. После того, как спиртное вновь стало легальным, правоохранительным органам потребовалось несколько десятилетий, чтобы уничтожить влияние организованной преступности. Большинство экспертов считают, что введение "сухого закона" было очень серьезной ошибкой.
Однако ныне большинство американцев выступают за ужесточение антиалкогольных законов. Опрос 2003 года, проведенный Институтом Социальных Исследований Мичиганского Университета\Institute of Social Research at the University of Michigan, показал, что 80% жителей США уверены, что негативные последствия от употребления алкоголя превосходят позитивные, а 44% убеждены, что власти делают слишком мало в области регулирования правил доступа к алкоголю. Опрос, проведенный в 1998 году Американским Институтом Напитков\American Beverage Institute, показал, что более половины американцев считают, что деятельность вино-водочной индустрии наносит серьезный ущерб обществу.
В 2000 году Министерство Здравоохранения США\Department of Health and Human Services, опубликовало доклад, в котором призвало за десять лет уменьшить потребление алкоголя в США на четверть. Современные противники алкоголя опираются на ряд общепринятых аргументов: например, достоверно известно, что чем больше и чаще человек пьет, тем выше вероятность того, что у него возникнут проблемы со здоровьем, родится больной ребенок, что он совершит или станет жертвой преступления, попадет в автомобильную катастрофу, что его успехи в работе или учебе уменьшатся. По данным Администрации Безопасности Дорожного Движения\National Highway Traffic Safety Administration, в 2002 году из-за злоупотребления спиртным на дорогах США погибли более 17.4 тыс. человек - 41% от общего числа погибших в ДТП. По данным Бюро Юридической Статистики\Bureau of Justice Statistics, примерно 40% всех преступлений в США совершаются преступниками, находящимися в состоянии подпития.
Сторонники свободного распространения алкогольных напитков также оперируют данными многочисленных исследований. Они доказывают, что умеренное потребление алкоголя (один или два бокала вина, стакан пива или рюмка крепкого алкогольного напитка) положительно действует на сердечно-сосудистую систему человека, способно предотвратить развитие инсульта, некоторых видов рака, диабета второго типа и т.д. По их мнению, культура потребления алкоголя насчитывает несколько тысячелетий и опасно пытаться искусственно разрушать ее. По их мнению, никакие запреты и препоны не способны остановить человека, желающего выпить.
Органы власти США различного уровня постоянно принимают законопроекты, ставящие своей задачей уменьшить доступ населения к алкогольным напиткам. Некоторые из этих законов повышают налоги на торговцев алкоголем, чтобы сделать спиртные напитки более дорогими и, соответственно, менее доступными для населения. Аналогичные шаги предпринимаются и в отношении табачных изделий. Считается, что повышение цен часто способствует тому, что сигареты становятся недоступными для подростков, в результате чего, те не приобретают этой вредной привычки. Впрочем, позитивный эффект от принятия подобных нормативных актов может быть небольшим: по данным Национальной Ассоциации Продавцов Пива\National Beer Wholesalers Association, половина всего продаваемого ими пива покупается американцами с невысоким уровнем дохода.
Другие законы ограничивают места торговли спиртным: магазины, предлагающие такого рода товары, должны находиться в отдалении от школ, популярных мест отдыха, органов власти, церквей и т. д. В большинстве штатов США разрешено садиться за руль людям, выпившим небольшое количество вина, пива или крепких алкогольных напитков - однако в последние годы нормы допустимого употребления алкоголя ужесточаются.
В США жестко контролируется реклама алкогольных напитков. На каждой бутылке вина или водки, продаваемой в США, обязательно напечатано предупреждение, что потребление алкоголя может вызывать проблемы со здоровьем и ухудшать способности человека управлять автомобилем или сложным техническим оборудованием. Ежегодно, по статистика Службы Маркетинга Сельского Хозяйства\Agricultural Marketing Service, в США на рекламу вина, пива и крепких спиртных напитков тратится $1.6 млрд. - в десять раз больше, чем на рекламу молочных продуктов.
Рекламу спиртного не должны видеть дети и подростки. Тем не менее, это не помогает. Большинство американских подростков впервые пробуют алкоголь в 13-летнем возрасте. Однако уже в старших классах примерно половина учеников пьют спиртные напитки хотя бы раз в месяц. По данным Национального Института Изучения Злоупотреблений Алкоголем и Алкоголизма\National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, если подросток начинает регулярно пить до 15 лет, это в четыре раза повышает его шансы стать алкоголиком. Подросток, как правило, пьет больше, чем взрослый и предпочитает употреблять более крепкие напитки. Пьяные тинейджеры примерно в пять раз чаще, чем пьяные взрослые, становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий
Каждый год учащиеся американских колледжей тратят на покупку спиртного $5.5 млрд. - больше, чем на покупку безалкогольных напитков, молока, сока, чая, кофе и книг вместе взятых. В 2003 году Национальная Академия Наук США\National Academy of Science опубликовала доклад, в котором сообщалось, что употребление алкогольных напитков несовершеннолетними ежегодно наносит экономике США ущерб, превышающий $51 млрд.
Факты На Тему
По данным Wine Institute, ежемесячно в США на душу населения потребляется 20 банок пива, 7 порций (50 гр. в порции) крепких спиртных напитков и 5 бокалов (в условном бокале - 100 гр) вина. Среднестатистический житель Западной Европы выпивает меньше пива (12 банок), но больше крепких спиртных напитков (8 порций) и вина (16 бокалов).
По данным службы Gallup, в среднем, 29% американцев считают состояние своего здоровья превосходным. Однако среди тех, кто как минимум раз в неделю употребляет алкоголь или выкуривает сигарету, таких насчитывается 37%. Если человек не пьет и не курит, то он чаще беспокоится по поводу своего самочувствия (только 19% трезвенников удовлетворены состоянием своего здоровья). 46% американцев, употребляющих алкогольные напитки, наиболее часто пьют пиво, 31% предпочитают вино, 18% - крепкие спиртные напитки.