Если вам приходилось изучать НЛП, то вы уже знакомы с так называемым «движением в мета-позицию» и успели оценить его. Еще вы, вероятно, имеете представление о том, как важно контролировать «экологичность». В курсе «НЛП-практик» мы учимся производить проверку на экологичность наших мыслей, эмоций, поведения, коммуникации и т. д., чтобы снова и снова не использовать того, что явно не работает! Мне нравится в этой связи острота Эйнштейна о том, что если мы продолжаем использовать нечто, что не работает, надеясь достичь иных результатов, значит мы уже достигли сумасшествия.
Поэтому, я полагаю, проверка экологичности — первый шаг к нормальности. Также это замечательным образом позволяет нам стать более эффективными и сильными в «использовании собственных мозгов».
Экологическая проверка включает в себя просто осмысление собственных мыслей и вопросы к своему состоянию: «Хорошо ли мне служат все эти мысли, принципы, ценности, взаимоотношения, эмоции, поступки?» «Улучшает ли это мою жизнь?» «Движет ли это меня в сторону желаемых целей?» «Не ограничивает ли меня это?» «Какое влияние оказывает это на мои отношения с окружающим?» Такие вопросы, оценивающие собственное состояние, позволяют проверить экологичность определенной части сознания или поведения внутри целостной системы личности в связи со здоровьем, карьерой, взаимоотношениями, семьей, культурой и т. д.
Возможно, вы не знаете об этом, но это очень похоже на изначальное «нейролингвистическое обучение» графа Альфреда Корзибского, который предложил термин «нейролингвистический» в 1941 году. Основанное им направление внутри общей семантики просто называло все эти процессы иначе. Например, вместо «движения в мета позицию» он говорил «абстрагирование высокого уровня». Вместо «экологической проверки» он говорил о развитии «абстрактного сознания». Вместо «использования собственного мозга» он говорил о контроле или замедлении «семантических реакций».
Модель «состояний» сознания НЛП восходит к работам Альфреда Корзибского (1941/1994) и Грегори Бейтсона (1972/1979) о логических уровнях, модель мета-состояний открывает нам новую область навыков и методов как процессов с состояниями-о-состояниях (мета-состояниями). Мета-состояния позволяют нам по-другому взглянуть на такие НЛП-процессы, как проверка экологичности, шаблон В-К диссоциации, линии времени и т. д., ибо все эти процессы можно рассмотреть как функцию метасостояний, то есть как «оценку собственных оценок».
Например, «произвести экологическую проверку» своих мыслей, убеждений, принципов, эмоций, поступков, общения значит перейти в мета-позицию по отношению к вышеперечисленному. Любые мысли или эмоции, которые мы проявляем достаточно живо, драматично и интенсивно действительно оказывают влияние на наш мозг, побуждают нас перейти в другое состояние. Когда это происходит, пробуждается состояние оценки способа, посредством которого мы делаем свои оценки (убеждений, принципов, эмоций и т. д.). Это не первичное состояние, что имеет дело с чем-либо из вселенной, находящейся внутри нас, но состояние о другом состоянии.
Мета-состояние оценки собственных оценок (состояние «экологической проверки») усиливает в нас навыки метаоценок. Корзибский относился к этому как к центральному механизму ума (1941/1994, «Ум и Наука»). После этого мы можем оценить абстракции, используемые в этой модели, и помня, что «карта — это ещё не территория». Карта и территория существуют на различных логических уровнях.
Метасостояния структурно отличаются от первичных состояний, поскольку имеют дело с метауровнями абстрагирования. Они являются сложными, составными и слоистыми. Они менее зависят от модальностей и субмодальностей. Почему? Потому что метасостояния нуждаются в мета-репрезентативной системе (аудиально-знаковой) для движения на более высокий уровень абстрагирования от предыдущего уровня. Это объясняет большую эффективность и мета-модели языка в НЛП в деконструкции (расклеивании) непродуктивных метасостояний (языковые абстракции, что ложно, ошибочно, неточно или неэффективно конструируют «реальность»), и Милтон-модели гипнотического языка в конструировании (склеивании) сильных метасостояний.
И когда мы производим анализ стратегий для работы с состояниями, которые включают в себя мета-уровни, мы должны рассматривать не только горизонтальные и линейные структуры традиционной НЛП стратегии, но и структуры метасостояний, возникающие, когда мысль выходит на мета-уровень, достигая состояний-о-состояниях.
Для того, чтобы расширить область известного вам о проверке на экологичность в НЛП в работе с состояниями вашего тела и разума, об отслеживании стратегий, с помощью которых вы моделировали мастерство, и об использовании различных техник НЛП, вы должны уметь достигать своих мета-состояний, самим входить в состояние проверки собственной нормальности (оценки оценок), которое и представляет собой метасостояние.
Пока вы сейчас думаете о мета-состояниях, позвольте мне использовать эти ваши мысли в качестве прототипа мета-состояния. Поскольку вы сейчас сидите и читаете этот кусок, вы можете заметить своё состояние. Вы можете? И… если вы можете, вы также заметите, то подумайте, какую метку вы хотите прикрепить к этому состоянию? Можете ли вы назвать это состоянием обучения? Курьёзным состоянием? Интересом? Скукой? И подобно тому как вы исследуете это состояние, вы можете заметить, как текущие мысли о вашем состоянии могут рассекать, подобно воздуху, ваш мозг таким образом, что могли бы изменить или превратить во что-то другое это ваше состояние. А сейчас оцените ваше состояние. Полезное/Бесполезное? Ограничивающиее/Усиливающее? Продуктивное/Непродуктивное? Интенсивное/Слабое?
Если вы поработали, ознакомившись опытным путём с состоянием-о-состоянии, то сейчас припомните, какие эмоции вы испытывали в этом состоянии. Где в вашем теле вы испытывали кинестетическое ощущение мета-состояния? Какие визуальные, аудиальные и другие сенсорные модальности проявляли себя в этом состоянии?
Я рискну предположить, что вы испытывали очень мало сенсорных ощущений, пока были в метасостоянии. Более того, я рискну предположить, что вы испытывали в основном слова, язык, суждения, идеи, концептуальное понимание и т. д. Имеет ли это смысл? Мы используем в основном сенсорные модальности (или субмодальности), когда достигаем усиления первичного состояния, и используем мета-репрезентативные модальности (слова, лозунги, поэмы, утверждения, вопросы, принципы, математические символы и т. д.), когда мы думаем о мета-состоянии.
Следовательно, сенсорные модальности в прямую не двигают мета-состояние, так как же мы можем заякорить его? Как мы можем превратить его в отвечающий на стимулы триггер? Мы заякориваем это, связываясь со словами. Вы никогда не достигали мета-состояния оценки оценок, используя слова «провести проверку экологичности»? Я да.
И последнее. Когда мы строим и достигаем первичного состояния регулярно, это может войти в привычку, и мы начнём неожиданно «влетать» в это состояние, подобно тому, как мы «влетаем» в состояния ярости, спокойствия, радости и т. д. То же самое может случиться и с мета-состояниями. Мы можем неожиданно начать «влетать» в мета-состояния, поскольку это становится такой значительной частью наших мыслей и чувств, что наши мозги создают короткую дорогу к ним. В модели мета-состояний я назвал это пологом сознания, чтобы показать, что мыслечувствование этого нейрологического состояния использует в таком случае конструкции как фильтры восприятия.
Чего мы достигли? Многого. Утилизации мета-состояний как способа «видеть» и «воспринимать» реальность. Это позволяет встроиться мета-рамке представлений в мета-уровни, чтобы в большей мере стать «моделью мира», в которой мета-состояния «бессознательны». И если мета-состояния действуют, усиливая ресурсы, то это удивительно обогащает жизнь! Если нет, значит, вы держите в своих руках дракона.
загрузка...