Кажется, что для создания сверхскоростных лифтов для небоскрёбов достаточно взять электромотор помощнее, да трос попрочнее. В реальности эта "количественная" задача сродни качественному технологическому прыжку от "Запорожца" к Ferrari. Причём такие лифты стоят намного дороже суперкаров.
А делают самые быстрые, и, заметим, самые интеллектуальные лифты (но об этом позже) в Японии, на двух конкурирующих промышленных монстрах Mitsubishi Electric и корпорации Toshiba Elevator and Building Systems.
Сразу вопрос где же работают самые быстрые в мире лифты?
В столице Тайваня, в здании Taipei 101 высотой 509 метров (это пока самое высокое здание в мире).
Этажей в нём 101, различных лифтов 67, в том числе два мировых рекордсмена (они ходят только до 89 этажа). Это лифты от Toshiba, стоимостью более $2 миллионов каждый.
При подъёме они развивают 1010 метров в минуту (почему-то именно в этих единицах очень часто указывают скорость "лифтовые" сайты). Это 60,6 километров в час или 16,83 метра в секунду. При спуске скорость немного ограничена.
Для сравнения: скорость обычного лифта в жилом здании 1-1,6 метров в секунду, в элитных высотках 1,6-3,5; а у распространённых скоростных лифтов в административных небоскрёбах 3,5 и, редко 5-10.
Соответственно, представьте, как вы входите в родную 16-этажку и взмываете на последний этаж менее чем за три секунды.
Ну, чуть более трёх, если учесть разгон и торможение.
| ||
Чтобы покончить с рекордами, скажем, что у Mitsubishi в линейке есть модель со скоростью даже 18 метров в секунду, но, судя по всему, её ещё нигде не установили, да и данные по ней, представленные на фирменном сайте, староваты.
Зато в нескольких небоскрёбах мира установлены лифты этой компании, развивающие скорость 12,5 метров в секунду, что тоже весьма и весьма много.
Причём, тут речь не о количественном сравнении таких лифтов с обычными, а о качественном. Инженерам приходится решать множество сложных задач.
Преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надёжные аварийные системы, способные остановить падающий с чудовищной скоростью лифт, и так далее.
Огромной проблемой становится трос. Из какого бы материала его ни делали, он всегда будет иметь собственную резонансную частоту колебаний, и, вот ведь незадача, постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания.
А тут ещё собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самой высотки накладываются. Да, за трос нужно "дёргать" весьма сильно разгон в таких лифтах ещё в пределах допустимого с точки зрения комфорта, но всё же мощный.
Мотор суперлифта Toshiba удивительно компактен, учитывая мощность 650 киловатт и тягу в 77 тонн (фото с сайта popularmechanics.com). |
Обтекаемая кабина призвана не только сократить расход энергии, но и уровень шума. Она дополнена такими "колпаками", которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке лифта (так как через двери слышно, что происходит снаружи, гораздо лучше).
Разумеется "по кругу" есть хорошая звукоизоляция. Так что уровень шума на максимальной скорости ничтожные 45 децибел это тише, чем в иных лифтах со скоростью в десять раз меньшей.
Ещё тут установлена первая в мире система кондиционирования, контролирующая давление воздуха внутри кабины лифта и уменьшающая "декомпрессионный" дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.
Кабина герметична, а электроника успевает за те несколько секунд, что лифт находится в "полёте" подправить давление так, чтобы скорость его нарастания (или падения) была бы насколько возможно наименьшей.
Очевидно, на этапах разгона/торможения можно выгадать секунды, в течение которых система может интенсивнее накачивать/откачивать воздух из кабины, по сравнению с тем изменением давления, которое наблюдалось бы в негерметичной кабине.
| ||
Кремниево-азотные керамические тормозные устройства останавливают 23-тонную (с пассажирами) кабину, падающую быстрее 20 метров в секунду всего на 40 метрах, выдерживая при этом тысячеградусный нагрев.
Дополнительный гидравлический демпфер на дне шахты имеет ход сжатия 6 метров.
Специальный подавитель вибрации троса учитывает не только движение лифта, но и колебания самого здания.
Добавим, что в подобных лифтах система управления меняет не только скорость лифта, но следит и за скоростью нарастания ускорения (замедления), обеспечивая не только безударный старт, но и минимальное влияние на колеблющийся трос.
А что же Mitsubishi? Её сверхскоростные лифты во многом похожи на лифты компании-соперницы. Аэродинамическая кабина, шумо и виброподавители. Интеллектуальная система контроля тяги с обратной связью.
Много есть любопытных вещей в современных скоростных лифтах от разных компаний. Скажем, встречается система, предохраняющая пассажира от защемления дверьми с десятками (!) лазеров, перекрывающих дверной проём полностью (в противовес хилой лампочке на уровне колена, привычной для дешёвых лифтов).
Правда, вот контроль давления воздуха изюминка именно Toshiba.
Дизайн кабины современного лифта можно заказать как в стиле "минимализм", так и с претензией на византийскую роскошь примеры решений от Mitsubishi (фото с сайта mitsubishi-elevator.com). |
А как ещё назвать способность лифтов к обучению и встроенную нейросеть размышляющую о… психологии пассажиров? Фантастика? Нет, это уже серийная (!) реальность от Mitsubishi.
В продолжение темы мы расскажем, как быстрейшие лифты размышляют о психологии пассажиров.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru