Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Быстрейшие лифты. Часть первая: кабины следят за дыханием пассажиров

 

Быстрейшие лифты. Часть первая: кабины следят за дыханием пассажиров

 

 

Кажется, что для создания сверхскоростных лифтов для небоскрёбов достаточно взять электромотор помощнее, да трос попрочнее. В реальности эта "количественная" задача сродни качественному технологическому прыжку от "Запорожца" к Ferrari. Причём такие лифты стоят намного дороже суперкаров.

А делают самые быстрые, и, заметим, самые интеллектуальные лифты (но об этом позже) — в Японии, на двух конкурирующих промышленных монстрах — Mitsubishi Electric и корпорации Toshiba Elevator and Building Systems.

Сразу вопрос — где же работают самые быстрые в мире лифты?

загрузка...

 

 

В столице Тайваня, в здании Taipei 101 высотой 509 метров (это пока самое высокое здание в мире).

Этажей в нём 101, различных лифтов — 67, в том числе два мировых рекордсмена (они ходят только до 89 этажа). Это лифты от Toshiba, стоимостью более $2 миллионов каждый.

При подъёме они развивают 1010 метров в минуту (почему-то именно в этих единицах очень часто указывают скорость "лифтовые" сайты). Это 60,6 километров в час или 16,83 метра в секунду. При спуске скорость немного ограничена.

Для сравнения: скорость обычного лифта в жилом здании 1-1,6 метров в секунду, в элитных высотках 1,6-3,5; а у распространённых скоростных лифтов в административных небоскрёбах 3,5 и, редко 5-10.

Соответственно, представьте, как вы входите в родную 16-этажку и взмываете на последний этаж менее чем за три секунды.

Ну, чуть более трёх, если учесть разгон и торможение.

Taipei 101 — самое высокое в мире здание (город Тайбэй) и самые быстрые в мире лифты (фото с сайта popularmechanics.com).

Taipei 101 — самое высокое в мире здание (город Тайбэй) и самые быстрые в мире лифты (фото с сайта popularmechanics.com).
В деловом центре Taipei 101 на 89 этаж, расположенный на высоте 388 метров, лифт Toshiba взлетает за 38 секунд. Спуск занимает на 10 секунд больше.

Чтобы покончить с рекордами, скажем, что у Mitsubishi в линейке есть модель со скоростью даже 18 метров в секунду, но, судя по всему, её ещё нигде не установили, да и данные по ней, представленные на фирменном сайте, староваты.

Зато в нескольких небоскрёбах мира установлены лифты этой компании, развивающие скорость 12,5 метров в секунду, что тоже весьма и весьма много.

Причём, тут речь не о количественном сравнении таких лифтов с обычными, а о качественном. Инженерам приходится решать множество сложных задач.

Преодоление сопротивления воздуха в шахте, подавление вибраций разнообразного происхождения, подавление шума, плавный, но быстрый разгон, надёжные аварийные системы, способные остановить падающий с чудовищной скоростью лифт, и так далее.

Огромной проблемой становится трос. Из какого бы материала его ни делали, он всегда будет иметь собственную резонансную частоту колебаний, и, вот ведь незадача, постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания.

А тут ещё собственные сверхнизкие резонансные частоты колебания самой высотки накладываются. Да, за трос нужно "дёргать" весьма сильно — разгон в таких лифтах ещё в пределах допустимого с точки зрения комфорта, но всё же мощный.

Мотор суперлифта Toshiba удивительно компактен, учитывая мощность 650 киловатт и тягу в 77 тонн (фото с сайта popularmechanics.com).

Мотор суперлифта Toshiba удивительно компактен, учитывая мощность 650 киловатт и тягу в 77 тонн (фото с сайта popularmechanics.com).

Итак, рекордный лифт Toshiba.

Обтекаемая кабина призвана не только сократить расход энергии, но и уровень шума. Она дополнена такими "колпаками", которые уводят большую часть воздуха в стороны и к задней стенке лифта (так как через двери слышно, что происходит снаружи, гораздо лучше).

Разумеется "по кругу" есть хорошая звукоизоляция. Так что уровень шума на максимальной скорости — ничтожные 45 децибел — это тише, чем в иных лифтах со скоростью в десять раз меньшей.

Ещё тут установлена первая в мире система кондиционирования, контролирующая давление воздуха внутри кабины лифта и уменьшающая "декомпрессионный" дискомфорт при быстром перемещении по вертикали.

Кабина герметична, а электроника успевает за те несколько секунд, что лифт находится в "полёте" подправить давление так, чтобы скорость его нарастания (или падения) была бы насколько возможно наименьшей.

Очевидно, на этапах разгона/торможения можно выгадать секунды, в течение которых система может интенсивнее накачивать/откачивать воздух из кабины, по сравнению с тем изменением давления, которое наблюдалось бы в негерметичной кабине.

Схема суперлифта Toshiba: даже противовес имеет обтекаемую форму (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Схема суперлифта Toshiba: даже противовес имеет обтекаемую форму (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).
Максимальные же скорости изменения давления при этом падают. И падают неслабо — на 37% — можете дышать глубже. Хотя суммарную величину этого перепада изменить нельзя — это уж зависит от разности высот этажей.

Кремниево-азотные керамические тормозные устройства останавливают 23-тонную (с пассажирами) кабину, падающую быстрее 20 метров в секунду — всего на 40 метрах, выдерживая при этом тысячеградусный нагрев.

Дополнительный гидравлический демпфер на дне шахты имеет ход сжатия 6 метров.

Специальный подавитель вибрации троса учитывает не только движение лифта, но и колебания самого здания.

Добавим, что в подобных лифтах система управления меняет не только скорость лифта, но следит и за скоростью нарастания ускорения (замедления), обеспечивая не только безударный старт, но и минимальное влияние на колеблющийся трос.

А что же Mitsubishi? Её сверхскоростные лифты во многом похожи на лифты компании-соперницы. Аэродинамическая кабина, шумо— и виброподавители. Интеллектуальная система контроля тяги с обратной связью.

Много есть любопытных вещей в современных скоростных лифтах от разных компаний. Скажем, встречается система, предохраняющая пассажира от защемления дверьми с десятками (!) лазеров, перекрывающих дверной проём полностью (в противовес хилой лампочке на уровне колена, привычной для дешёвых лифтов).

Правда, вот контроль давления воздуха — изюминка именно Toshiba.

\'Дизайн

Дизайн кабины современного лифта можно заказать как в стиле "минимализм", так и с претензией на византийскую роскошь — примеры решений от Mitsubishi (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).

Но и Mitsubishi есть чем ответить. Именно на примере её самых "навороченных" лифтов мы увидим, что современные подъёмники-рекордсмены не только быстры, но и обладают зачатками интеллекта.

А как ещё назвать способность лифтов к обучению и встроенную нейросеть размышляющую о… психологии пассажиров? Фантастика? Нет, это уже серийная (!) реальность от Mitsubishi.

В продолжение темы мы расскажем, как быстрейшие лифты размышляют о психологии пассажиров.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Быстрейшие лифты. Часть первая: кабины следят за дыханием пассажиров":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Оптимизация конверсии. Часть первая

В сфере е-коммерции отношения между владельцами сайтов и поисковыми системами сосредоточены на поисковой оптимизации (SEO). Продаж не будет, если пользователи не найдут сайт. Однако, помимо этого, в условиях жесткой конкуренции на растущем рынке е-коммерции внимание веб-мастеров и владельцев сайтов обращено, главным образом, на оптимизацию конверсии, т.е. увеличение числа пользователей, которые стали покупателями.

» Продвижение и оптимизация - 1874 - читать


Беспроводные Казаки-разбойники, или провайдеры против кусочка мела. Часть первая

У всякого более-менее прочного сообщества людей всегда возникает какая-то внутренняя система обмена информацией — от "тайных" приветствий до собственного жаргона или даже языка. Так случилось у бродячих безработных ("хобо") во времена Великой депрессии в США. Причём придуманная ими система теперь вдохновляет совсем других людей...

» Интересное в сети - 2099 - читать


Человеческая связанность. Часть первая: идеи контакта

В сентябре 2001 года в Ирландии собралась группа исследователей с целью изучить тему людских отношений и технологий, способствующих контакту человека с человеком. Своей миссией группа назвала изобретение новых способов, методов и технологий связи между людьми. И есть интересные идеи.

» Интересное в сети - 2173 - читать


Быстрейшие лифты. Часть вторая: кабины размышляют о психологии пассажиров

Вы — лифт. Два человека ждут вас на третьем этаже, чтобы уехать на восьмой и двадцатый, а один на пятом желает попасть на сорок шестой — к кому вы отправитесь в первую очередь? Японские инженеры обучили лифты нечёткой логике и даже интуиции.

» Открытия и изобретения - 1824 - читать


Дома быстрого приготовления. Часть первая: рай в контейнере

Многие считают сборные домики воплощением непостоянства, вынужденной дешевизны и примитивного дизайна. Однако это направление привлекает сейчас много архитекторов. Они утверждают: модульные дома становятся интереснее.

» Открытия и изобретения - 4277 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Быстрейшие лифты. Часть первая: кабины следят за дыханием пассажиров

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru