Вы лифт. Два человека ждут вас на третьем этаже, чтобы уехать на восьмой и двадцатый, а один на пятом желает попасть на сорок шестой к кому вы отправитесь в первую очередь? Японские инженеры обучили лифты нечёткой логике и даже интуиции.
Такие лифты строит Mitsubishi Electric. Её самая передовая система, управляющая бегом группы "подъёмников" (от 3 до 8 штук), называется AI Supervisory Control 2200.
AI, стало быть, искусственный интеллект. Это не для красного словца.
Компьютер в этой системе не просто посылает лифты к вызвавшим их пассажирам, но ещё и управляет кабинами весьма неординарным образом, используя не только гибкий набор правил, но и накапливающийся опыт, и даже сведения из блока предсказаний будущего.
Система применяет нечёткую логику, которая позволяет компьютеру принимать решения, используя фрагментарные данные.
Цель чтобы каждый человек ожидал "свой" лифт как можно меньше времени, а все пассажиры в целом добрались до нужных этажей как можно быстрее.
Да, ещё нужно, чтобы суммарный пробег всех лифтов был наименьшим.
| ||
Систему "научили" оценивать время ожидания пассажира с психологической стороны. Например, раздражение человека, ждущего прибытия лифта, как считают японцы, пропорционально квадрату фактического времени ожидания.
Это принимается во внимание при выборе к кому отправить кабину в первую очередь.
Да, ещё ожидать лифт тем нетерпимей, чем ближе человеку нужно проехать. Согласитесь, ждать четыре минуты лифт ради подъёма на три этажа, не то же самое, что ждать те же четыре минуты, когда вам нужно попасть с первого на сотый этаж.
Поэтому компьютер ещё и сравнивает время ожидания со временем последующей поездки. Но как же система узнаёт, кому куда нужно?
| ||
Направление того или иного лифта в ответ на запросы из холлов система выбирает исходя из картины заказов.
В дополнение к предсказанному времени ожидания, учитываются другие факторы. Вроде вероятности того, что лифт пропустит новый "близкий" запрос, возможное время путешествия пассажира, текущая загрузка кабины и тому подобное.
Стоп, а откуда прогнозы? Система запоминает все свои действия за день, неделю, месяц и больше. У неё складывается картина наиболее типичных потоков по времени суток, по рабочим дням и выходным, праздникам.
В эту базу данных машина постоянно вносит коррективы и прогнозирует ситуацию наперёд. Успевает, к примеру, загодя подать лифт на этаж, сотрудники которого валом отправляются на обед в два часа дня.
| ||
И учитывает при этом опять-таки прогноз силы и направления потока пассажиров по времени суток, подправляя его ещё в соответствии с реализованной картиной за прошедший день.
Как только пассажир нажал кнопку вызова, система мгновенно вычисляет всю ситуацию и даёт сигнал огонёк со звонком у той двери, которая откроется для этого человека. А второй раз повторяет приглашение, когда кабина действительно прибыла.
Да, надо сказать, что обучением предпочтениям служащих в здании, прогнозом вызовов и прочими интуитивными в какой-то мере вещами в AI Supervisory Control 2200 занимается искусственная нейронная сеть.
У неё к тому же есть "под рукой" набор правил поведения в тех или иных ситуациях, из которого машина выбирает наиболее подходящий.
Такие наборы есть для каждого дня недели, для каждой группы лифтов, и ещё они корректируются по ходу жизни системы.
В системе AI Supervisory Control 2200 пассажиры заранее указывают свои пункты назначения (иллюстрация с сайта mitsubishi-elevator.com). |
При этом система, давая прогноз, позже сравнивает его с реально произошедшими событиями, и оценивает собственную точность.
| ||
А ещё система меняет ускорения лифтов, в зависимости от их наполнения, дабы ещё уменьшить время обслуживания в час пик.
В дополнение к такой роскоши Mitsubishi придумала кабину, в которой вместо обычного пульта два больших цветных жидкокристаллических дисплея, к тому же чувствительных к прикосновению пальцев.
Они выполняют сразу много функций. Высвечивают виртуальные "кнопки" этажей с подписями, показывающими фирмы или помещения (тренажёрный зал, ресторан), находящиеся на этих этажах, отображают направление движения и выбранные этажи, а заодно рекламу.
Учитывает ли и здесь компьютер психологию пассажиров, неизвестно.
Впрочем, за те секунды, что современные лифты тратят на подъём к вершине небоскрёба, ролик не успеет надоесть.
Экраны в лифте Mitsubishi не дадут заскучать и подскажут, на каком этаже супермаркета, к примеру, продают мужскую одежду (фото с сайта mitsubishi-elevator.com). |
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru