Пока ведущие автомобильные концерны мира экспериментируют с водородными машинами, подталкивают вперёд водородную энергетику и спорят о преимуществах топливных элементов над водородными ДВС, американские дальнобойщики, водители этих огромных "носатых" монстров, сами переводят их на водородное питание.
Сложно представить, что старые и потёртые капотные тягачи могут оказаться на передней линии прогресса. Однако сейчас по дорогам США колесит уже некоторое количество таких машин, потребляющих водород вместе с дизтопливом. И количество это растёт.
Причём на этих машинах вовсе нет дорогущих топливных элементов, тяжёлых баллонов с газообразным водородом или теплоизолированных – с жидким.
Всё намного проще и, вместе с тем – любопытнее.
Но сначала – маленькая историческая ремарка. В 1974 году Джон Хоусман (John Houseman) и его коллеги из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Lab) подготовили доклад для общества автомобильных инженеров США под названием "Бортовой генератор водорода и частично водородный впрыск в ДВС".
В этой работе (как и по результатам более поздних теоретических и лабораторных исследований 1970-1980-х годов) было установлено, что крошечная добавка водорода в ДВС, работающий на традиционном топливе, существенно повышает показатели двигателя, и что искомый водород можно получать прямо на борту машины, из воды.
Исследования, проводимые в этой области в разных странах и организациях, в конце концов, вылились в успешный коммерческий проект.
Так выглядит комплект CHEC HFI – маленькая вертикальная коробка перед колесом. Кстати, на снимке в заголовке – первый американский грузовик, оборудованный этой системой. И на этом кадре – он же (фото Canadian Hydrogen Energy Company). |
Сразу скажем: миру известны множество разных систем, так или иначе, "улучшающих" работу мотора. Только купи, прикрути – и вот оно счастье. Но автопроизводители почему-то не спешат ставить всякие "гомогенизаторы" и "магнитные улучшатели топлива" на серийные машины. Вот и к изделию канадской компании мы поначалу отнеслись с опаской.
Как оно работает? Это электролизный аппарат, который берёт энергию из бортовой электрической сети, разлагает дистиллированную воду и направляет водород и кислород во впускной коллектор ДВС.
Производитель обещает 10-процентную экономию топлива и существенное сокращение выброса вредных веществ, особенно сажи, слабого места дизелей.
Этот эффектный грузовик представлял продукцию канадской фирмы на одном из шоу дальнобойщиков, прошедшем нынешним летом (фото Canadian Hydrogen Energy Company). |
Авторы системы поясняют: количество водорода, подаваемого в двигатель – очень мало. Не он сам, как топливо, даёт прибавку мощности. То есть он, сгорая, конечно, что-то даёт, но и ведь он же и забирает. Вырабатывая его электролизом, мы, как уже сказали, тратим часть мощности ДВС.
Секрет в другом. Добавленные "сверху" водород (и кислород) повышают полноту сгорания солярки, меняя характер распространения пламени в цилиндрах. То есть – тут речь идёт о повышении КПД мотора и о росте отдачи от традиционного топлива.
Система CHEC HFI может работать с любым ДВС (дизель, бензин, природный газ), но оказалась, в первую очередь, популярна у дальнобойщиков Северной Америки. В частности, с недавних пор комплекты для установки на дизельные тягачи стали живо покупать у канадской компании американские фирмы-грузоперевозчики.
"Послушай, да тут, в общем-то, ничего сложного нет…" (фото Canadian Hydrogen Energy Company). |
Но вот теперь необходимо внести поправку первый, разработанный специально для такой смеси. Потому, что новаторы из Канады полагают: крошечная добавка водорода не помешает любому серийному ДВС. В этом её принципиальное отличие.
Да, мы знаем, что горение водорода в ДВС – вещь весьма непростая, и не всё тут ещё изучено в полной мере. Недаром же над чисто водородными моторами упорно бьётся ряд известных фирм. Тут есть вопросы и по ресурсу, и по рациональной схеме системы питания.
Но маленькое количество водорода, как добавка. Почему бы и нет? Развивая систему в прошлые четыре года, канадская компания провела массу дорожных тестов: аппараты CHEC HFI накатали в сумме десятки миллионов миль.
"…Водород из неприметной коробочки, смонтированной где-нибудь в удобном месте за кабиной, поступает во впускной патрубок мотора" (фото Canadian Hydrogen Energy Company). |
Президент американской компании Great Plains Trucking Шервин Фаст (Sherwin Fast) говорит: "Мы экономим на каждом грузовике с этой системой по $700 в месяц в расходах на топливо". Сейчас компания эксплуатирует четыре тягача с CHEC HFI и заказала ещё 25 комплектов.
Что ж, пара лет окупаемости – вовсе неплохо. Особенно, если твой автомобиль становится ещё и более "зелёным".
А главное CHEC HFI намного проще передовых и модных топливных элементов, не требует хранения водорода на борту (то его количество, что вырабатывается – немедленно идёт в ДВС) и не нуждается в специальной инфраструктуре (вроде водородных заправок).
Просто добавь воды.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru