Полное устранение механической связи между всеми органами управления автомобилем и его колёсами сулит массу преимуществ. Только страшно отказываться от такой связи. Психологически трудно ездить "верхом на компьютере".
Очередной опыт с полным управлением по проводам предприняла компания Citroen. Её версия этой передовой технологии носит название X-by-Wire.
Сразу нужно вспомнить, что полное электронное управление, без какой бы то ни было прямой связи педалей и руля с соответствующими исполнительными механизмами мы уже видели на американском автомобиле AUTOnomy и его последующих версиях.
Но, роскошные концепт-кары, призванные поражать воображение публики на автосалонах – это одно, а комплект для переделки серийной легковушки – нечто совсем иное.
У поклонников "навороченной" начинки должно засосать под ложечкой – французы превратили в полностью управляемый компьютером свой Citroen C5.
Педалей в нём нет вообще, а многофункциональный руль не имеет рулевого вала и никак не связан с колёсами.
Под рулевым колесом стоит только электронный датчик, скармливающий компьютеру данные об угле поворота "баранки" и положении управляющих лепестков, расположенных справа и слева, плюс сигналы с дополнительных кнопок.
Лепестки заменяют в этой машине педали газа и тормоза. Например, нажатие на них вызывает торможение, причём ответная реакция пластин и их прогрессивное сопротивление нажатию позволяют интуитивно выбирать интенсивность торможения.
Электрическая тормозная система выполняет команды компьютера. Он, разумеется, играет и роль антиблокировочной системы. Есть тут и круиз-контроль.
Поскольку здесь не имеется прямой связи руля и рулевого механизма, компьютер может выбирать любое соотношение между углом поворота руля и колёс – в зависимости от исходных настроек, выбранных водителем (более чуткое, спортивное, или более "расслабленное" управление), а также – в зависимости от скорости движения.
Например, при парковке больше не нужно вращать руль на три-четыре оборота. На низкой скорости управление делается очень чувствительным.
Естественно, усилие на руле при этом остаётся низким. Поскольку исполнительный механизм рулевого управления (электрический) работает сам по себе, а человек лишь указывает ему – куда рулить.
Так выглядит рулевое колесо необычного C5 (фото с сайта gizmo.com.au). |
Плюсы здесь такие: водитель лучше концентрируется на дороге, управляя машиной лишь одними ладонями и кончиками пальцев, и даже не перекладывая руки на руле.
Также человек быстрее начинает тормозить при появлении опасности (исчезает время, которое требуется для переноса ноги с педали газа на педаль тормоза – в обычной машине).
В случае столкновения модифицированный автомобиль снижает риск ранения водителя – за счёт устранения травмоопасных рулевого вала и педального узла.
К этому нужно добавить упрощение сборки машины и большую свободу инженеров в компоновке её узлов.
Минус же один. Психологически трудно положиться на надёжность электроники и привыкнуть к автомобилю, в котором нет никакой прямой связи не только между педалью тормоза и колёсными тормозами, но и между рулём и колёсами.
Вероятно, должно ещё пройти какое-то время, за которое автостроители обязаны убедить публику в безотказности такой системы, прежде, чем водители начнут наслаждаться её положительными сторонами.
Однако выбор серийного автомобиля для демонстрации технологии намекает на то, что промышленники уже готовы ринуться в этот бой.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru