На железнодорожном вокзале городка New Carrollton, неподалёку от Вашингтона, начаты испытания аппарата EntryScan, способного бесконтактным способом фиксировать следы взрывчатки и наркотиков на одежде пассажиров. Первые результаты обкатки оказались противоречивы.
Аппарат EntryScan от компании General Electric представляет собой "ворота", напоминающие металлоискатель, привычный для аэропортов или правительственных учреждений.
Однако EntryScan не определяет наличие у человека ножей или пистолетов.
Зато он может уловить мельчайшие следы широкого спектра наименований взрывчатки и наркотиков, которые неизбежно остаются на одежде или руках человека, везущего эти вещества или препараты.
Человек, проходящий через машину, должен задержаться в ней секунд на 12.
За это время аппарат заберёт пробу воздуха из восходящего потока, который возникает естественным образом вокруг тёплого человеческого тела.
Производитель видит эту машину как полезное дополнение к традиционным металлодетекторам и рентгеновским установкам, просвечивающим багаж.
| ||
Если служащий аэропорта или вокзала подозревает какого-то пассажира в провозе наркотиков или взрывчатки, он может просто подойти и провести по поверхности багажа или одежды подозреваемого специальной бумажной салфеткой.
Затем она помещается в настольный Itemiser, который быстро проводит анализ.
А вот VaporTracer работает с едва уловимыми запахами. Он напоминает ручной металлоискатель, разве только потяжелее 3,2 килограмма. Когда сотрудник проводит этим прибором близ одежды пассажира или рядом с чемоданами, машинка улавливает низкие концентрации паров, обычно испускаемых взрывчаткой или наркотическими веществами.
При этом не помогает и тщательная упаковка запретного "товара" перед дорогой.
| ||
Все три аппарата обладают такой чувствительностью, что способны уловить концентрации веществ в воздухе, сходные с концентрацией обычного пакета сахара, растворённого в ста олимпийских бассейнах.
При этом, как гордо отмечает компания, её машинки первые в мире, поскольку способны одновременно улавливать следы и взрывчатки, и наркотиков.
Опыт в New Carrollton часть программы по оснащению "нюхающими" машинами всех упомянутых трёх моделей не только международных аэропортов США (это уже делается), но и очень даже "внутренних" железнодорожных вокзалов.
Казалось бы, можно радоваться за американцев, придумавших адекватный ответ на угрозу, которая ярко проявилась в недавних терактах на железных дорогах Испании.
Но есть ряд вопросов. Арка EntryScan стоит примерно $100 тысяч, а её пропускная способность весьма скромна.
| ||
Даже в упомянутом выше эксперименте в час пик служащие вокзала пропускали через машину отдельных, выбранных наугад, подозрительных лиц, а основной поток приходилось пропускать просто так.
А уж если человек опаздывал на свой поезд, то его всегда пропускали без вопросов. Всё же это пока только опыт, необходимый для наглядных испытаний технологии. Но вот вопрос а как же будет в реальности? Если человек опаздывает?
Кстати, в том же опыте в паре с EntryScan железнодорожники поставили и рентгеновскую установку для багажа, что ещё более замедлило прохождение на платформу осчастливленных высокими технологиями пассажиров.
| ||
Но вот общество едва ли способно оснастить такими аппаратами все железнодорожные вокзалы, не говоря уж о промежуточных станциях. А международные аэропорты да, наверное.
Можно долго спорить адекватный ли это ответ на угрозу, или чрезмерно дорогой и неэффективный путь борьбы с угрозой взрывов поездов и с наркотрафиком.
Очевидно одно лучше делать хоть это и хоть где-то, чем не делать ничего.
А натасканные на криминальную химию собачки быстро устают.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru