Для ориентировки в мире люди со зрительными нарушениями вполне могут использовать эхолокацию, причём собственную, "природную", не требующую применения никаких технических приспособлений. Удивительно, что человек с такими умениями может многое, даже кататься на велосипедах или роликовых коньках.
Кажется невероятным, но использовать эхолокацию люди могут, в общем-то, так же, как ею пользуются животные, вроде летучих мышей или дельфинов. Человека можно научить распознавать звуковые волны, отражённые окружающими объектами, определять положение, удалённость и даже размер объектов, находящихся поблизости.
Соответственно, если бы у человека была возможность узнать, где и что находится, то он мог бы перемещаться в пространстве безо всяких проблем.
Такая методика ориентации уже разработана и преподаётся слепым людям.
Разработчик и популяризатор человеческой эхолокации (human echolocation так называется эта техника) – Дэниел Киш (Daniel Kish). Сам он совершенно слепой и научился ориентироваться в окружающем мире с помощью звуков. Суть способа очень проста: он щёлкает языком и слушает эхо, возникающее при отражении звуков от разных поверхностей.
Дэниел Киш учит слепого малыша определять препятствие (фото с сайта worldaccessfortheblind.org). |
| ||
Среди самых успешных учеников, занимавшихся по методике Киша, хорошо известен Бен Андервуд (Ben Underwood).
Когда Бену было всего три года, он потерял оба глаза из-за рака сетчатки. Сейчас ему 14, однако, ведёт он себя так же, как и все его ровесники, например, играет в футбол с друзьями, катается на скейтборде.
Чтобы узнать об окружающих предметах, Бен пользуется методом эхолокации.
Дэниел Киш разработал этот метод для слепых в качестве дополнительного способа ориентировки – помимо собак-поводырей и тростей. Однако, по данным Американского общества слепых (American Foundation for the Blind), эхолокацией пользуются всего несколько слепых американцев: слишком уж неэффективным кажется этот метод.
| ||
Акванетта Гордон (Aquanetta Gordon), одна из сотрудниц общества, восхищается умениями Бена и утверждает, что он может даже научиться управлять и самолётом, если захочет. Конечно, это сильное преувеличение, однако, Бен играет в баскетбол с товарищами, танцует на школьных вечеринках.
"Часто меня спрашивают, не одиноко ли я себя чувствую, говорит Андервуд. – Но мне никогда не одиноко, потому что рядом всегда кто-то есть. Или я могу взять сотовый телефон, чтобы поболтать с друзьями".
По настоянию Акванетты, Бена направили в обычную школу, где сотрудникам пришлось заниматься с ним с особенным вниманием.
Несмотря на то, что Бен Андервуд ничего не может видеть, он может легко делать даже такие вещи (фото с сайта worldaccessfortheblind.org). |
Кстати, от трости он отказался ещё в возрасте шести лет. Некоторые учителя, всё-таки, рекомендуют Андервуду пользоваться ей: так можно было бы, например, определять размеры углублений в земле. Но он настолько упрям, что предпочитает пользоваться привычным для него естественным "эхолотом".
Ему, вероятно, безразличны советы наставников. Однако в условиях шумного города, где находится множество предметов, одними щелчками обойтись будет невозможно.
Специалисты беспокоятся из-за того, что Бен проводит много времени у себя дома, очень привык к домашней обстановке, и в непривычных обстоятельствах ему может быть непросто.
В школе, общаясь с друзьями, Бен не испытывает никаких трудностей (фото с сайта sacbee.com). |
Директору программы по исследованию дельфинов в SeaWorld Бобу Макмайнсу (Bob McMains) так понравилась игра мальчика и дельфина, длившаяся три четверти часа, что он пообещал устроить Бена на работу в океанариуме.
Кстати, Боб сказал такое не зря. Мир Андервуда может быть тёмным, но это не очень ограничивает его возможности. В будущем он может стать учителем математики, профессиональным скейтбордистом или, как верит его мама, вообще кем угодно. Самое главное – как Бен сам относится к возможным проблемам. "Я никогда не говорю, что я слепой, просто говорю, что не могу видеть", утверждает он.
Статья получена: Membrana.ru