Этот стол сохраняет на своей поверхности образы побывавших на нём предметов. Он позволяет простым движением руки переносить изображения так, словно это — реальные объекты. Он смешивает мир вещей и мир, существующий лишь в виде набора битов. Этот стол — новейший инструмент для творческой личности.
Вы никогда не задумывались, почему при широчайшем распространении компьютеров в большинстве офисов на стенах можно найти доски, на которых сотрудники маркерами делают наброски каких-то продуктов, пишут редакционные планы или отмечают ход выполнения контракта?
Почему дизайнеры, вооружённые графическими планшетами и различными программами обработки изображений, не отказываются от простого листа бумаги, карандашей, ножниц и клея?
Очевидно, в некоторых случаях старые методы попросту удобнее. Вырезать изображения предметов мебели, перетасовать их на плане комнаты, прикинуть, что куда поместится... Да и художественный коллаж из большого числа предметов, заимствованных с разных фотографий, иной раз быстрее выполнить при помощи ножниц, особенно, если фотографии взяты из журналов. Вырезать компьютерной мышкой объект со сложным контуром, тем более слабо выделяющийся на фоне предметов заднего плана, — занятие утомительное.
Берём страницу из журнала, вырезаем нужный предмет по контуру, кладём его на стол, нажимаем кнопку — и под лежащей фотографией обнаруживается её виртуальная копия (кадры с сайта vip.id.tue.nl). |
Теперь это изображение можно перемещать в нужное положение, просто прикасаясь к нему руками, можно растягивать этот предмет, ухватив за уголки, и даже — анимировать, заставив бегать по заданной "дорожке".
Надо отметить, что похожие идеи, в том или ином виде, реализованы в ряде других систем "расширенной реальности", стирающих грань между объектами материального и виртуального мира. Причём инженеры приспособили их не только для серьёзной работы (пример — исследования по молекулярной биологии), но и для развлечений: достаточно вспомнить интерактивный бар и целый ряд музыкальных устройств.
Как видим, на столе уже "живут" несколько предметов, но художник решил добавить ещё два: он поставил на поверхность Blue Eye банку колы и компьютерную мышь (она немного перекрыта банкой). В момент съёмки все изображения на столе пропадают, сменяясь зелёным фоном. Внизу: реальные банка и мышь убраны, под ними остались их цифровые отпечатки (кадры с сайта vip.id.tue.nl). |
Устроен умный стол не столь уж сложно. Под молочным стеклом — зеркало и цифровой видеопроектор. Высоко над столом — цифровая камера, способная, благодаря компьютеру, отслеживать перемещение объектов (и рук) над столом, а также выполнять цифровые снимки предметов.
В момент съёмки проектор на мгновение выключает проекцию объектов и включает равномерный зелёный фон, благодаря которому компьютер уже в цифровом виде "вырезает" вновь отснятый предмет по контуру и добавляет его к слоям в том суммарном изображении, что выводится на стол. "Слои" тут упомянуты не случайно: как и в программах обработки изображений, этими слоями можно произвольно управлять.
Следующий элемент системы — крестовина с ультразвуковыми датчиками движения, висящая над столом. Благодаря этим датчикам с виртуальными объектами, "живущими" на поверхности Blue Eye, можно взаимодействовать непосредственно руками.
В этом видео (13 мегабайт, WMV) хорошо обыграны возможности "умного" стола.
Правда, надо заметить: то, что показано в этом ролике, — пока лишь имитация окончательного варианта прибора, многие функции которого ещё только отрабатываются. Существующий же вариант системы устроен несколько иначе.
Потянув изображение мыши за уголки, её можно увеличить. Справа: ещё одна интересная способность стола. Художник делает 4-5 последовательных снимков мыши в разных положениях. По ним компьютер достраивает всю анимацию, заполняя промежуточные кадры — виртуальная мышь будет бегать по столу (кадр с сайта vip.id.tue.nl). |
| ||
Поверхность кирпичиков и точки на других объектах покрыты составом, хорошо отражающим инфракрасное излучение, а над столом стоят ИК-излучатель и ИК-камера. Они и отвечают за перемещение предметов и за подачу тех или иных команд, закодированных в точках. Наконец, управляют всем хозяйством два очень мощных компьютера.
Руководитель проекта Жан-Бернар Мартен (Jean-Bernard Marten) рассказывает, что Blue Eye был опробован дизайнерами, которым особенно понравилось "чувство наличия изображений под руками".
Ещё бы! Ведь теперь не нужно отвлекаться на клавиатуру и мышь, перенос файлов из папки в папку, кропотливое совмещение разных изображений и прочее в том же духе.
Создатели аппарата полагают, что он особенно пригодится в тех случаях, когда в создании чего-то нового участвует одновременно несколько людей. В момент совместного мозгового штурма и горячих споров возможность "ваять" руками образ конструируемого предмета, коллажа, интерьера или чего-то иного поможет сберечь немало времени и сил.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru