Первые интригующие сообщения об этом изобретении появились ещё в начале прошлого года, но до сих пор тут остаётся много туманного: громкие заявления сочетаются со скрытностью разработчиков. Однако новые события вокруг аккумуляторов экстремальной плотности заставили нас подробно разобраться в этой новинке.
На днях техасская компания EEStor (почему мы не даём гиперссылку на её сайт – скажем позже) заявила, что уже в нынешнем году начнёт производство своих аккумуляторов для электромобилей, выполненных по революционной технологии, а поставлять их она будет канадской компании ZENN Motor.
Про ZENN необходимо сделать краткое отступление. Её двухместный автомобиль победил в конкурсе-шоу Challenge Bibendum 2006 (только название фирмы тогда было иным).
Хотя пробег на одной зарядке (со свинцовыми аккумуляторами) у этой машины составляет всего 56 километров, зато стоит она $12,5 тысяч.
| ||
EEStor претендует на создание суперконденсатора нового типа, обладающего удельной ёмкостью примерно вдвое большей, чем у массовых моделей литий-ионных батарей. Это крайне смелое заявление, так как самые лучшие суперконденсаторы на данный момент показывают 5-10 ватт-часов на килограмм, что даже хуже, чем аналогичный параметр у свинцово-кислотных аккумуляторов (ориентировочно 30-45 ватт-часов на кило) и тем более – серийных литиевых батарей (120-180).
Зато суперконденсаторы многократно превосходят химические батареи в удельной мощности. И EEStor заявляет, что сумела сохранить это свойство суперконденсаторов при невероятном росте ёмкости на единицу веса. Если учесть, что в этих таинственных батареях нет ни жидкости, ни токсичных или легко воспламеняющихся веществ, и что стоить все эти чудеса должны очень немного напрашивается вывод о революции.
Рекламный плакат, показывающий преимущество электромобиля с устройством EEStor перед авто обычным. Многие цифры здесь, впрочем, явно примерные. Так, цена на крошечный автомобиль с такой батареей будет никак не ниже $15 тысяч (иллюстрация с сайта treehugger.com). |
Фактически, EESU это конденсатор классического типа, но очень необычный. В нём чередуются слои спечённого ультрапористого керамического порошка из высокочистого титаната бария. Причём на каждый из слоёв нанесены последовательно два тончайших покрытия – из оксида алюминия и алюмосиликатного магниево-кальциевого стекла. Плюс многослойные электроды из никеля.
Все вместе эти компоненты формируют плотно сжатый сандвич из огромного числа повторяющихся слоёв, которые и составляют конденсатор, способный заряжаться до напряжения в 1,2-3,5 киловольта и десятков фарад!
Электрический ZENN производится серийно и, словно "взрослый" автомобиль, может похвастаться даже выбором окраски кузова и небольшим списком опций (фото с сайта autobloggreen.com). |
Американская компания заявила, что уже подготовила автоматизированную линию для серийного изготовления модулей EESU ёмкостью 15 киловатт-часов. Вес этих батарей составляет менее 45 килограммов, а допустимый для нормальной эксплуатации диапазон температур наружного воздуха от минус 20 до плюс 60 по Цельсию, тогда как время полной зарядки всего несколько минут!
Сейчас под капотом ZENN стоят свинцово-кислотные батареи. Неэффективно, но очень дёшево (фото с сайта autobloggreen.com). |
По некоторым данным, блок EESU оценивается примерно в $3 тысячи, но может стоить и $2 тысячи, в случае массового производства.
Так что, можно записываться в очередь на электромобили нового типа? Ну, погодите — во всю эту бочку мёда просто нужно добавить четыре ложки дёгтя.
Малыш ZENN, возможно, самый комфортный из электромобилей, относящихся к типу Neighborhood Electric Vehicles, то есть к машинам "окрестного" радиуса действия, законодательно (в США и Канаде) ограниченных в скорости. "Максималка" этого авто равна 40 километрам в час (фотографии ZENN Motor). |
Во-вторых, огромное напряжение конденсатора вызывает справедливые вопросы о пожароопасности в случае короткого замыкания (изобретатели системы, впрочем, рассказывают о встроенных устройствах защиты: мол, никакой дуги нигде не возникнет).
В-третьих, даже без замыкания в такой системе возможны утечки (при таких-то напряжениях), что вызывает вопрос о долговременном хранении энергии в EESU.
В-четвёртых, некоторые подозрения вызывает тот факт, что оба заявленных фирменных сайта: eestor.com и eestor.us находятся в данный момент на реконструкции.
Между тем Ричард Вейр (Richard Weir), соучредитель и глава EEStor, один из изобретателей этого конденсатора, заявил недавно изданию MIT Technology Review: "Мы находимся на пути к выполнению всех своих обещаний". Поверим?
Статья получена: Membrana.ru