Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Космические дайверы испытают аварийные жилеты

 

Космические дайверы испытают аварийные жилеты

 

 

Хотите взлететь на маленькой ракете на высоту в 100 километров, а потом выпрыгнуть из неё и в одном только скафандре преодолеть весь путь до поверхности Земли? За деньги. Скажете — я не самоубийца. Погодите. Авторы этой рискованной затеи обещают мягкую посадку — они разрабатывают систему для парашютных прыжков из космоса.

загрузка...

 

 

Немного предыстории. Помните, мы как-то рассказывали вам об американской спортсменке Шерил Стирнс (Cheryl Stearns), которая вместе со своей командой подготовила прыжок с парашютом с высоты почти 34 километра? По разным причинам (в основном — денежным) реализация проекта StratoQuest затянулась, и когда такой прыжок будет выполнен — совершенно неизвестно.

Так вот — следует заметить, что одним из лейтмотивов того проекта была отработка технологий, которые могут в дальнейшем пригодиться при разработке средств спасения астронавтов. Новый проект преследует ту же цель: сначала отработка безопасных прыжков из стратосферы, а потом...

Но с начала и начнём. Кто же инициаторы новых прыжков из космоса?

Первый — Рик Тамлинсон (Rick Tumlinson), энтузиаст частной ракетной отрасли, один из основателей фонда Space Frontier и компании LunaCorp, планирующей коммерциализацию Луны. Он же участвовал в работе фонда X PRIZE, прославившегося целым рядом комических соревнований и ещё в работе некоторых других частных космических проектов.

Рик Тамлинсон, бизнесмен, основатель нескольких частных космических предприятий, участник проектов NASA DC-X и X-33, пропагандист и популяризатор идеи освоения космоса человеком (фото Michael Darter).

Рик Тамлинсон, бизнесмен, основатель нескольких частных космических предприятий, участник проектов NASA DC-X и X-33, пропагандист и популяризатор идеи освоения космоса человеком (фото Michael Darter).

Второй — Джонатан Кларк (Jonathan Clark), бывший бортовой врач NASA, который в 2003 году трагически потерял свою жену — астронавта Лаурэль Кларк (Laurel Clark), погибшую в катастрофе шаттла Columbia.

Они создали компанию Orbital Outfitters с целью разработки средств для высотных прыжков, начиная с "просто больших высот" и вплоть до индивидуального возвращения человека из космоса, причём — с орбитальной скоростью, что, однако, не должно превратить прыгающего в горящий метеор.

Уже в 2009-м Orbital Outfitters намерена продемонстрировать рекордный прыжок с парашютом с высоты 36,6 километра; в течение последующих двух лет Тамлинсон и Кларк планируют явить миру прыжок человека с высоты 97 километров (кто именно будет прыгать — пока неизвестно), а конечная цель всего проекта — безопасное возвращение из космоса с парашютным прыжком астронавта на орбитальной скорости с высоты свыше 240 километров.

Очевидно, в последнем случае человеку понадобится весьма огнестойкий скафандр. Но даже прыжки с более низких высот представляют собой непростую задачу. Тем не менее, партнёры думают не только о средствах спасения астронавтов, но и о необычном бизнесе.

Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, член команды разработки средств спасения для астронавтов в центре Джонсона (Johnson Space Center) (фото Brent Humphreys).

Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, член команды разработки средств спасения для астронавтов в центре Джонсона (Johnson Space Center) (фото Brent Humphreys).

Представьте, что вы поднимаетесь по суборбитальной траектории на маленькой открытой ракете-кресле (что-то вроде этого). На стокилометровой высоте вы созерцаете чёрное небо и звёзды, планету под ногами и... покидаете кресло. Дальше вы падаете к земле самостоятельно, разумеется — в специальном скафандре.

Во время падения ваша скорость достигает 4 тысяч километров в час, так что без дополнительных теплозащитных слоёв поверх костюма — не обойтись. При торможении в более плотных слоях атмосферы перегрузка достигнет 4,4 g, а температура поверхности костюма прыгнет до 240 градусов.

Пролетев приличное расстояние, вы выпускаете небольшой тормозной парашют, и скорость падает до 200 километров в час. А на высоте одного километра, после семи минут захватывающего падения, вы открываете самый обычный, основной, парашют и мягко опускаетесь на землю.

Наверняка найдутся смельчаки, которые будут готовы выложить за такой прыжок круглую сумму.

Тут надо добавить, что в плане путешествия вверх Тамлинсон рассчитывает на своё знакомство со знаменитым создателем игры Doom Джоном Кармаком (John Carmack) и на его космическую компанию Armadillo Aerospace, о которой мы неоднократно рассказывали.

Насколько всё это реально? Инженер NASA Роберт Мэннинг (Robert Manning) утверждает, что принципиальных запретов на такую систему — нет. Хотя построить реально работающий суперскафандр для возвращения на Землю будет очень непросто. К примеру, большой вопрос — воздействие на тело в скафандре ударных волн на сверхзвуке.

Здесь авторы проекта приводят исторический прецедент, внушающий некий оптимизм: в 1966 году самолёт SR-71 Blackbird разрушился на высоте почти 23,8 километра во время полёта со скоростью 3,18 М (то есть более трёх скоростей звука). Выпавший из кабины пилот Билл Вивер (Bill Weaver) — выжил, причём долговременных травм у него не было, хотя внезапный удар воздуха лишил его сознания.

Основные части костюма для высотного прыжка: 1 — цельный костюм со съёмными шлемом, перчатками и ботинками; 2 — прозрачное забрало из полимера или кварцевого стекла; 3 — жидкостная система терморегуляции; 4 — маленькие ракетные движки на сжатом газе для разворотов в условиях невесомости; 5 — дополнительный теплозащитный материал, пристёгиваемый к основному костюму на липучках или молнии; 6 — ботинки и перчатки, герметично подсоединяемые к костюму; 7 — тормозной парашют; 8 — замкнутая кислородная система с химическими поглотителями углекислого газа (иллюстрация Brown Bird Design, Nick Kaloterakis).

Основные части костюма для высотного прыжка: 1 — цельный костюм со съёмными шлемом, перчатками и ботинками; 2 — прозрачное забрало из полимера или кварцевого стекла; 3 — жидкостная система терморегуляции; 4 — маленькие ракетные движки на сжатом газе для разворотов в условиях невесомости; 5 — дополнительный теплозащитный материал, пристёгиваемый к основному костюму на липучках или молнии; 6 — ботинки и перчатки, герметично подсоединяемые к костюму; 7 — тормозной парашют; 8 — замкнутая кислородная система с химическими поглотителями углекислого газа (иллюстрация Brown Bird Design, Nick Kaloterakis).

Тут надо заметить, что Кларк изучил почти все высотные катастрофы в истории: от прыжков с воздушных шаров и из кабин реактивные самолётов до трагедий в космонавтике. Он называет себя энциклопедией всех способов, которыми вы можете погибнуть в космосе и на пути вниз.

Так что есть надежда, что анализ прошлых неудач позволит новаторам из Orbital Outfitters придумать надёжный способ безопасного индивидуального возвращения с орбиты. Тем более что скафандры они будут разрабатывать не в одиночку, а при помощи ряда других компаний, специализирующихся на том или ином оборудовании.

Любопытно, что Orbital Outfitters намерена разработать не один высотный костюм, а целую линейку различных скафандров. И начнёт она с более простого костюма — для суборбитальных туристических прыжков внутри космических капсул.

Задачей такой одёжки будет поддержание жизни человека в случае аварийной разгерметизации суборбитального аппарата на высотах до 150 километров.

Затем сложность скафандров от Orbital Outfitters будет возрастать, пока наконец не появится модель, способная спустить астронавта с космической орбиты (своего рода "аварийный жилет").

Как противостоять температуре в 1650 градусов при таком спуске, партнёры по удивительному проекту пока ещё не обдумывали. Вероятно, скафандр надо будет снабдить сбрасываевым тепловым щитом? Тамлинсон со товарищи сейчас больше сосредоточены на прыжках с 37 и 97 километров, однако, держа в уме дальнейшие феноменальные планы.

Новобранцев таких высотных прыжков подбадривает и сам Джозеф Киттинджер (Joseph Kittinger), которому принадлежит текущий рекорд: в 1960-м он прыгнул с парашютом с высоты 31,333 километра. 78-летний ветеран ВВС оптимистично отмечает, что для успешного прыжка главное — вовсе не наличие тренированного и опытного скайдайвера, а надлежащее оборудование.

А значит, в случае появления нужной техники, из космоса смогут прыгать и отчаянные туристы.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Космические дайверы испытают аварийные жилеты":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mitsubishi Space Wagon: Космическому полку прибыло

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Space Wagon Почти каждый солидный автопроизводитель считает ныне обязательным иметь в модельном ряду мини-вэн - обычно один, реже два. Больше других преуспели японские компании - в основном, по причине специфических требований внутреннего рынка.

» Японские автомобили - 3147 - читать


Швед испытает на себе бандитскую Сибирь

Очевидно, не надо доказывать тот факт, что внедорожники на Западе вырождаются: «паркетники» уже составляют подавляющее большинство моделей, а их владельцы покупают специальную грязь, чтобы походить на крутых джиперов. Автопроизводители, как могут, пытаются придать своим внедорожникам хоть чуть-чуть атмосферы опасности и приключений, но отлично срежиссированные Camel Trophy уже порядком приелись зрителю. В самом деле, что за радость наблюдать за внедорожными подвигами, котор ...

» Корейские автомобили - 2235 - читать


Как ездить в аварийных ситуациях

Правило “ клин клином”Если с утра дорога крутится вокруг оси глаз-горизонт по часовой стрелке, необходимо срочно выпить 150 граммов водки. При вращении дороги против часовой стрелки водку следует заменить коньяком. Для левши- наоборот. *** Правило “ голову в песок” (правило страуса) Если в Вашей машине даже на ровной дороге гремит правая шаровая опора, необходимо в правое ухо вставить ватный тампон.

» Разное - 1676 - читать


ПДД. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

7. 1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена: при дорожно-транспортном происшествии; при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; при ослеплении водителя светом фар; при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

» Разное - 2097 - читать


В России растет аварийность

За первые три месяца этого года количество аварий в целом по России возросло на 1,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом следует отметить, что за весь период прошлого года количество аварий выросло на 12,1%. Таким образом, если ситуацию не удаться переломить, то 2003 год станет еще более аварийным.

» Разное - 1549 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Космические дайверы испытают аварийные жилеты

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru