Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Морской крылатый телеграф

 

Морской крылатый телеграф

 

 

Однажды, просматривая старые номера журнала «Морской сборник», я увидел странную карту, где все, даже название ее — «Голубиная карта», — заключало в Себе тайну. Как голуби, обыкновенные, мирные птицы, подумал я, могут быть связаны с морскими сражениями и неприятельскими эскадрами? А когда Прочитал пояснение к карте (я к нему еще вернусь), то вспомнил занятную инструкцию М. Ломоносова. В 1765 году он наставлял путешественников, отправляющихся на восток Северным Сибирским океаном: «Для признания в близости земель взять со Шпицбергена на каждое судно по несколько воронов или других птиц, кои на воде плавать не могут, и в знатном отдалении от берегу пускать на волю.

загрузка...

 

 

Ибо когда такое животное увидит землю, в ту сторону полетит; а не видя земли и уставши опять на корабль возвратится». Об этом свойстве птиц знал, оказывается, еще «благочестивый человек по имени Ной», который поставил ворона на довольствие в свой ковчег. Желая узнать, высохла ли земля после потопа, он выпустил его, но тот возвратился. Прошло время, настала очередь голубки, которая и принесла в клюве знаменитую маслиничную веточку...

Мне захотелось узнать подробности морской птичьей службы, забытой ныне. Но книг по этой теме найти не смог. Пришлось искать в многочисленных старых журналах.

Морской крылатый телеграф

...Морская голубиная почта возникла в конце XIX века, когда появились крупные боевые флоты и возникла проблема связи Между судами эскадры, а также между кораблями, находящимися в море, и берегом. С целью координации действий.

Что же заставляло почтовых голубей в столь непривычной обстановке находить дорогу домой? Считалось, что этих птиц пугает однообразие морской поверхности, а может, морские испарения оказывают влияние на их нервную систему. Но коль скоро голуби попадали на море, они сразу же устремлялись к берегу. И пролетали, не отклоняясь при благоприятных условиях от прямого пути, десятки и сотни километров.

Каждая партия «почтальонов» состояла, как правило, из пяти птиц. Кормили их за два часа до полета. Листок с депешей заключали в гусиное перо, подвязывали под крыло или хвостовые перья. Вес письма не превышал одного грамма. В 1871 году впервые была применена микрофотография. Сообщения переводились на пеликюли — тоненькие пластинки, состоящие из слоев коллодиона и желатина и легко свертывающиеся в трубочку. Позднее их стали называть голубеграммами. Легкость пеликюль была такова, что к голубю подвязывали до 18 штук. В 1918 году в Германии был изобретен микроскопический фотоаппарат, вмещающий 30 малых пластинок. Аккуратно подвесив аппарат к грудке голубя, можно было получить снимки маршрута его полета на 15 километров. Это уже была не связь, а воздушная разведка с помощью голубей.

Конец прошлого века был, видимо, временем расцвета голубиной почты. В Средиземном море наиболее важная морская голубиная станция располагалась на Сицилии. Летом 1885 года голубятни Рима и острова Маддалена, расположенного к северу от Сардинии, обменялись 48 «почтальонами». Несмотря на плохую погоду, все птицы вернулись. В Америке торговая палата города Сан-Франциско собиралась установить плавучие голубятни на своих коммерческих судах, плавающих в Тихом океане. Связано это было с частыми кораблекрушениями у берегов Калифорнии. Голубь долетал с места бедствия до города за полчаса-час. На острове Сейбл, имевшем дурную репутацию «кладбища кораблей», также была организована голубиная станция для приема сигналов о спасении с проходящих кораблей.

Россия и Германия проводили опыты крылатой связи в Балтийском море. В Швеции пытались выяснить, влияет ли на «почтальонов» шум канонады во время морского сражения: «Шведские» голуби, оглушенные, не взлетали. А вот «французские» довольно быстро привыкли к барабанному бою и пушечным выстрелам. Полетав немного в море, они возвращались на плавучие голубятни. В Испании птиц дрессировали преимущественно для полетов вдоль береговой черты, используя крылатую связь для борьбы с контрабандой.

Наиболее грандиозный опыт был поставлен во Франции где-то в середине 90-х годов. Между газетами «Petit journal» и «Figaro» развернулась полемика о возможностях голубиной почты, в частности, во время кораблекрушений. Чтобы не спорить впустую, редакции зафрахтовали пароход «Манубия». На судно погрузили клетки с пятью тысячами птиц, которые прислали общества голубеводов и отдельные любители. На крыло каждой птицы ставили штамп. Были назначены поощрительные премии. В море голубей выпускали большими партиями. Эти птицы никогда раньше не видели моря. Но, оказавшись на свободе, они сразу разбились на стаи и быстро полетели на восток — к берегу. Спор был решен в пользу голубиной почты.

Предприимчивые судовладельцы быстро освоили этот вид связи. Каждый пассажир на корабле мог отправить письмо на берег. Написанная на специальном бланке корреспонденция фотографировалась с таким уменьшением, что прочитать ее можно было разве только с лупой. Три экземпляра фотописьма — каждый в отдельности — герметически закупоривали в трубочку, и три «почтальона» — а вдруг кто-то из них погибнет? — отправлялись в путь.

А теперь немного о «Голубиной карте», которая показалась мне столь таинственной и с которой начался мой поиск.

Это — карта боевых учений. В американском военно-морском училище в Аннаполисе специально содержали домашних голубей, приучали их летать в Чезапикском заливе и находить дорогу к родным местам. Снабженные голубятнями корабли превращались в морские «телеграфные» станции, которые обеспечивали связь эскадры с берегом, а также с флагманским кораблем.

Густая сеть голубиных станций покрывала Атлантическое побережье страны. В водах постоянно курсировали быстроходные суда-разведчики с голубятнями на борту.

Так вот, предположим, что границу патрулирования судов-разведчиков пересекли неизвестные корабли. Нарушители явно следуют к берегу. Однако число и вооружение кораблей, их скорость и курс пока неизвестны. Разведчикам предстоит оперативно узнать все это и, уклоняясь от встречи, передать информацию. Где-то через час стали известны курс и численность противника. Морские и сухопутные штабы на побережье и флагман эскадры получают голубеграммы с точными данными. Крылатый «телеграф» приносит ответный приказ: северной эскадре держаться у Ньюпорта, южной — следовать к Нью-Йорку. Осуществлена координация совместных боевых действий южной и северной эскадр, нападение с двух сторон явится неожиданностью для противника и решит исход боя.

Оставалось надеяться, что с появлением противника все так и произойдет. О фактических действиях голубиной почты в сражениях нам неизвестно...

В России голубеводство развивалось слабо. Лишь благодаря отдельным энтузиастам в Москве, Киеве, Одессе, Петербурге, Смоленске и Севастополе взлетали в небо крылатые посланцы. В 1894 году члены Общества акклиматизации животных и растений издали небольшую книжку «Голубиная почта». Это было скорее наставление для голубеводов, чем рассказ о «крылатой почте». Однако авторы особо отмечали стремление русских голубеводов «стать в непосредственную связь с Военным Ведомством с целью предоставить своих голубей делу служения отечественной обороны».

В 1900 году было основано несколько голубиных станций. Подобная станция действовала в период русско-японской войны в Порт-Артуре.
В начале XX века радиотелеграф вытеснил голубиную почту.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Морской крылатый телеграф":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mitsubishi Colt: Морской конек

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Colt Маленький «Кольт» настолько большой внутри, что ему по силам соперничать с машинами классом выше. Подводный житель Все-таки молодцы эти ребята из маркетингового отдела «Мицубиси».

» Познавательное про авто - 2394 - читать


Буду стройной, как русалка. Все о морских водорослях

Множество столетий морские водоросли используют не только в пищу, но и в лечебных целях. В Китае и Японии водоросли включали в рацион питания уже в VIII веке, первые рецепты приготовления водорослей дошли до нас именно оттуда. Очевидно, в это же время их начали использовать в прибрежных районах Франции, Ирландии, Шотландии и Норвегии.

» Здоровый образ жизни - 2540 - читать


Отправляемся в морской круиз

Морские круизы всегда считались оптимальным выбором для туристов, желающих за один отпуск побывать сразу в нескольких странах. А с тех пор, как круизы перестали представляться несбыточной мечтой для туристов, на борту лайнеров почти любой круизной кампании можно встретить и наших соотечественников. Впрочем, став более доступными, круизы пока еще остаются не совсем привычным видом отдыха и вызывают немало вопросов.

» Секреты своего тела - 1855 - читать


Багдизайн: повелители мух. Как крылатые и членистоногие могут приносить стабильный доход

Товар, продажей которого занимается 22-летний киевлянин Илья Вологин, ядовит, чешуйчатокрыл и членистоног. Вологин — владелец фермы насекомых. Его бизнесу всего два года, и только в 2005 г. он вырос втрое.

» Бизнес идеи - 2187 - читать


НДС в деятельности перевозчиков, экспедиторов и морских агентов

Автор: Алексей Гайдов, генеральный директор юридической компании «Гестион» (услуги для корпоративных клиентов), специально для Клерк. Ру С 1 января 2006 года вступили в силу важные изменения в главу 21 Налогового кодекса РФ, некоторые из них существенным образом затрагивают деятельность перевозчиков, экспедиторских компаний, а также морских агентов.

» Бухгалтерия и аудит - 4066 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Морской крылатый телеграф

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru