Среди всех тягостных вопросов, которые подняла на поверхность гибель шаттла Columbia, это вопрос, что будет дальше? Что будет с космической отраслью отдельно взятых США и что будет происходить с освоением космоса вообще? Понятно, что за кораблями многоразового использования будущее, но где они сами, эти корабли?
Пока только Америка располагает парком космических кораблей многоразового использования причём построенных в незапамятные времена.
Они стареют, изнашиваются, в них то и дело обнаруживаются трещины и повреждения.
В 1986 году на взлёте взорвался Challenger, теперь погибла Columbia, причём так до сих пор и неизвестно, почему.
И вот NASA запустило новую программу Space Launch Initiative (SLI). Данная программа предусматривает строительство кораблей многоразового использования второго поколения. Давно, как говорится, пора.
Если быть уж совсем точными, то программа эта появилась не вдруг и не только что. Просто сейчас, как сообщают различные СМИ, цитируя руководство NASA, рассматриваются около 15 наиболее реалистичных концепт-проектов за авторством нескольких компаний.
NASA и эти компании ставят перед собой целый ряд задач, которые в настоящее время выполнимы лишь отчасти увы, по объективным причинам.
У аэрокосмической администрации США, судя по всему, есть желание отказаться от практики сбрасываемых (одноразовых) ракетоносителей как говорится, сколько можно мусорить? Кроме того, возвращаемые ракетоносители, вроде тех, что предлагает компания Lockheed Martin, в не слишком отдалённой перспективе оказываются дешевле одноразовых.
Выглядит их проект, мягко говоря, своеобразно. И довольно громоздко. Но в любом случае, это дешевле, нежели строительство нового ракетоносителя для каждого запуска. Что касается стоимости подъёма груза, то тут NASA собирается укладываться в сумму $1000 против нынешних $10 тысяч за каждый фунт (один фунт это 453,6 грамма).
Проект Lockheed Martin подразумевает, что огромные самолёты-тяжеловозы, похожие на ядерные стратегические бомбардировщики вроде B-2, будут поднимать в верхние слои атмосферы космический корабль, обладающий значительно более скромными габаритами.
Многоэтажная конструкция, предлагаемая Lockheed Martin. Наверху да, тот маленький и беленький сам космический корабль, всё остальное многоразовые ракетоносители. |
Этот "скромный" корабль будет выстреливать в космос, и самостоятельно оттуда возвращаться. "Бомбардировщики", выполняющие роль ракетоносителей, стало быть, тоже будут возвращаться на Землю и через некоторое время готовы к выполнению следующей миссии.
Со своей стороны, компания Boeing предлагает вариант строительства лёгкого орбитального самолёта X-37, который будет выводиться на орбиту посредством сбрасываемого ракетоносителя по старинке.
Также NASA планирует повысить безопасность полётов. В настоящее время вероятность гибели корабля и экипажа составляет примерно 1:250 1:500. Космические корабли многоразового использования следующего поколения по идее будут иметь соответствующую характеристику на уровне 1:10000.
Несколько проектов подразумевают, что космические корабли будут взлетать не вертикально при помощи специальных ракетоносителей, а самостоятельно. Причём, с любой стандартной взлётно-посадочной полосы.
Тут есть и свои "за", и свои "против".
"За" это значительно менее жёсткая привязка к окну запуска (launch window) и погодным условиям по сравнению с фиксированной стартовой площадкой.
"Против" увы, технологии. Для того, чтобы корабль взлетал и садился по образцу реактивного самолёта, он должен обладать исключительно малым весом и исключительно мощными и лёгкими, опять же, двигателями.
В NASA пока не решили, каким аппаратам отдать предпочтения. У обоих вариантов имеются свои важные преимущества и не менее важные недостатки. Что же касается технологий, то программа рассчитана на ближайшие десять лет. А за это время необходимые технологические инновации вполне могут появиться (обратное, впрочем, не менее вероятно).
Среди предлагаемых проектов особо выделяются два: орбитальное такси и беспилотный корабль технической поддержки.
Космическое такси идея компаний Northop Grumman и Orbital Sciences Corporation.
Один из концептов Northop Grumman. |
Более официальное название космического такси орбитальные самолёты (Orbital Space Planes OSP).
Внешне такие самолёты будут походить на шаттлы, однако их предполагаемые размеры вчетверо меньше.
Максимальный размер экипажа пять человек. Много груза с собой не увезёшь, так что использоваться OSP будут, как правило, для проведения научных опытов и самое главное доставки пассажиров на орбитальные станции и обратно на Землю.
OSP, предположительно, будут запускаться с помощью самых дешёвых ракетоносителей.
В связи с малой грузоподъёмностью NASA рассматривает OSP не как замену шаттлам, а лишь как дополнительное транспортное средство.
Первые такие аппараты при большой удаче и попутном ветре появятся только к 2006 году. А попутный ветер не каждый день дует.
Что касается беспилотной альтернативы шаттлам (или, точнее будет сказать, дополнения), то здесь мы встречаем знакомые наименования X-33 и X-37.
| ||
Ожидалось, что его запуск будет обходиться на 90% дешевле запуска шаттла, поскольку взлетать он должен был самостоятельно без ракетоносителей. Предполагалось также, что X-33 будет разгоняться до скорости, в 18 раз превышающей скорость звука.
Однако, несмотря на все старания, программа провалилась: во время испытаний в 1999 году топливные баки, попросту говоря, рванули.
Два года, потраченные на переработку, равно как и инвестиции на сумму $1 миллиард, пропали даром. В 2001 году программа была свёрнута. К сожалению.
| ||
Правда, в отличие от своего пращура, X-37 должен будет выводиться на орбиту с помощью ракетоносителей.
Зато это будет непилотируемый аппарат, так что его запуск всё равно обойдётся дешевле запуска целого шаттла.
Ну и, напоследок, приведём список действующих лиц и цифры.
Цифры большие: за пять лет NASA собирается израсходовать в общей сложности около $5 миллиардов долларов на всевозможные исследования в рамках программы Space Launch Intiative.
За компанию над этой темой работают самые крупные и именитые аэрокосмические компании, а некоторые из них связаны со строительством и обслуживанием нынешних шаттлов: Lockheed Martin, Boeing, Orbital Sciences и Northop Grumman. Знакомые лица, не правда ли?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru