Сказать, что Соединённые Штаты Америки только сейчас всерьёз вознамерились встать впереди планеты всей по высокотехнологичному оружию, будет, конечно, несправедливо. Но задача этой статьи – не критиковать Америку.
Речь пойдёт об оружии, которое можно воспринимать как крайне гуманное, или наоборот, как крайне бесчеловечное. Как бы там ни было, факт есть факт: уже в будущем году начинаются полевые испытания полнофункционального непилотируемого истребителя.
В настоящее время уже построены два опытных образца самолёта, разработанного знаменитым агентством DARPA (Агентство передовых оборонных исследований США) и корпорацией Boeing.
DARPA/Boeing X-45 – прототип непилотируемого истребителя (НПИ).
Полноценный вариант, который со временем предполагается поставить на вооружение американских ВВС, будет большего размера, нежели X-45. Разработчики обещают, что НПИ смогут летать на такое же расстояние, как и любой тактический истребитель. Самолёты будут оснащены порядочным количеством оружия, а также активным радаром и многочисленными сенсорами.
Разработчики хотят сделать свой самолёт настолько автономным, насколько это вообще возможно. Бортовой компьютер должен будет самостоятельно обнаруживать новые цели и выкручиваться из передряг, буде такие случатся. По идее.
| ||
Свою форму X-45A позаимствовал у экспериментального непилотируемого аппарата X-36, испытания которого проходили ещё в 1996 году. Правда, X-36 управлялся с земли, в то время как X-45, опять-таки, собираются сделать автономным. Насколько это вообще будет возможным.
Кстати, во время испытаний второго прототипа X-45 разработчики должны окончательно определиться с концепцией управления, так что будет ли он совершенно самостоятельным, до конца ещё не ясно.
Затея сделать эти самолёты насколько возможно самостоятельными – довольно интересна.
Если НПИ действительно будет принимать участие в боевых действиях, то это обеспечит использующей его стороне (угадайте, какой именно?) огромное, если не абсолютное, преимущество над авиацией противника. По идее.
А то и не только авиацией: в перспективе эти "малыши" должны будут вполне успешно расправляться с передвижными радарными и ракетными установками и другими наземными целями.
Иными словами, проект X-45 – это проект по созданию летающего высокоточного оружия.
Спросите любого военного, и он доложит вам, что эффект от высокоточного оружия может быть сопоставим с воздействием ядерных боеголовок.
Хотя тут есть одна важная оговорка.
| ||
Поединок "обычного" истребителя и "стэлса" будет напоминать бой вертлявой борзой с бультерьером: если второй первую сразу пополам не перешибёт, пиши пропало.
Неповоротливость самолётов вроде F-117, да и B-2, вызвана, в том числе, той самой "странной" формой, которая наравне с поглощающим радиоволны покрытием якобы делает его невидимым. Основные ТТХ оказались принесёнными в жертву этой самой хвалёной невидимости.
Однако низкочастотные радары видят его как миленького, а отсутствие должной манёвренности и низкая по нынешним меркам скорость (около 750-800 км/час максимум), делает его лёгкой мишенью для серьёзных систем вооружения, к коим до сих пор можно с чистой совестью отнести и "старичков" вроде MиГ-29 или Су-27.
А исполненные динамизма поединки МиГов и F-117 или F-22 – это плод PR-фантазии Пентагона, Голливуда и разработчиков компьютерных игр.
| ||
Один из проектов непилотируемых самолётов имеет целью создать НПИ, базирующийся на авианосцах. У ВМФ несколько другие требования, нежели у ВВС, и по грузоподъёмности, и по посадке, и по длительности полёта, а главное – по управляемости и манёвренности.
| ||
А его предполагаемая конструкция должна обеспечить аппарату полную безопасность при посадке на авианосец. А это куда более сложный процесс, чем посадка на наземную ВПП. Тут требуется предельная точность управления и весьма значительная манёвренность самолёта, вернее, то, что можно было бы назвать "координацией движений".
Но есть и более "мудрёные" проекты конструкции самолёта. Например, концепция винта, в нужный момент преобразовывающегося в крыло Canard Rotor/Wing.
Такой вертосамолёт сможет, по идее, взлетать вертикально, зависать над местностью и вообще вести себя наподобие вертолёта, перемещаясь при этом гораздо быстрее. Испытания этих аппаратов начнутся во второй половине этого года.
Итак, если всё у DARPA и Boeing получится, ситуация выйдет следующая.
Против "обычных" истребителей, управляемых высокопрофессиональными лётчиками, будут биться мелкие, вертлявые, хорошо вооружённые, малоуязвимые, невидимые или почти невидимые для радаров аппараты. Непилотируемые. Самостоятельные.
| ||
Он будет вспоминать, как в юности с удовольствием крошил эти поганые МиГи в компьютерных симуляторах. И, к слову сказать, для него, это будет именно игра.
В отличие от лётчика, сидящего в "нормальном" истребителе, и пытающегося, преодолевая перегрузки в несколько G, поймать в прицел и разнести в пыль эту вертлявую стерву, которая ничего не боится.
А чего ей бояться? Она металлическая, дешёвая (строительство НПИ будет обходиться в два раза дешевле "обычных" истребителей), и человека внутри нет.
Роботы против людей. Вдохновляет?
По правде говоря, нет, и вот почему. Вышеприведённые рассуждения – это идеальный вариант. А ничего идеального, как известно, нет.
Во-первых, из-за "своеобразной" формы X-45 вопрос манёвренности остаётся открытым. Если найдутся какие-то фатальные недостатки (а это произойдёт почти наверняка), их попытаются скрыть пропагандой, как это было со стэлсами. Однако, когда дело дойдёт до боя, всё мигом встанет на свои места.
И потом скорость? Грузоподъёмность (сколько ракет сможет утащить)? Невидимость? Есть ли у DARPA или у Boeing технология, которая позволит сделать эти самолёты невидимыми и для низкочастотных радаров, которым наплевать на невидимость F-117?
| ||
На эти вопросы, конечно, ответит время. Проблема в том, что не только в США ведутся оборонные исследования. Что может быть противопоставлено НПИ?
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru