Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?

 

Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?

 

 

Сказать, что Соединённые Штаты Америки только сейчас всерьёз вознамерились встать впереди планеты всей по высокотехнологичному оружию, будет, конечно, несправедливо. Но задача этой статьи – не критиковать Америку.

Речь пойдёт об оружии, которое можно воспринимать как крайне гуманное, или наоборот, как крайне бесчеловечное. Как бы там ни было, факт есть факт: уже в будущем году начинаются полевые испытания полнофункционального непилотируемого истребителя.

В настоящее время уже построены два опытных образца самолёта, разработанного знаменитым агентством DARPA (Агентство передовых оборонных исследований США) и корпорацией Boeing.

загрузка...

 

 

DARPA/Boeing X-45 – прототип непилотируемого истребителя (НПИ).

Полноценный вариант, который со временем предполагается поставить на вооружение американских ВВС, будет большего размера, нежели X-45. Разработчики обещают, что НПИ смогут летать на такое же расстояние, как и любой тактический истребитель. Самолёты будут оснащены порядочным количеством оружия, а также активным радаром и многочисленными сенсорами.

Разработчики хотят сделать свой самолёт настолько автономным, насколько это вообще возможно. Бортовой компьютер должен будет самостоятельно обнаруживать новые цели и выкручиваться из передряг, буде такие случатся. По идее.

X-45 в сборочном цехе.

X-45 в сборочном цехе.
Кроме того, НПИ будет, иметь меньшие размеры, чем его пилотируемые собратья. Кроме того, благодаря отсутствию кабины и стабилизатора, а так же необычной формы сопел, он будет куда более "невидим" для радаров, чем любые нынешние "стэлсы". Форма, напоминающая бомбардировщик-невидимку B-2, но более обтекаемая, сделает его куда менее уязвимым как для наземных, так и воздушных систем наведения. По идее.

Свою форму X-45A позаимствовал у экспериментального непилотируемого аппарата X-36, испытания которого проходили ещё в 1996 году. Правда, X-36 управлялся с земли, в то время как X-45, опять-таки, собираются сделать автономным. Насколько это вообще будет возможным.

Кстати, во время испытаний второго прототипа X-45 разработчики должны окончательно определиться с концепцией управления, так что будет ли он совершенно самостоятельным, до конца ещё не ясно.

Затея сделать эти самолёты насколько возможно самостоятельными – довольно интересна.

Если НПИ действительно будет принимать участие в боевых действиях, то это обеспечит использующей его стороне (угадайте, какой именно?) огромное, если не абсолютное, преимущество над авиацией противника. По идее.

А то и не только авиацией: в перспективе эти "малыши" должны будут вполне успешно расправляться с передвижными радарными и ракетными установками и другими наземными целями.

Иными словами, проект X-45 – это проект по созданию летающего высокоточного оружия.

Спросите любого военного, и он доложит вам, что эффект от высокоточного оружия может быть сопоставим с воздействием ядерных боеголовок.

Хотя тут есть одна важная оговорка.

F-117 Nighthawk. Самолёт-миф?

F-117 Nighthawk. Самолёт-миф?
Специалисты утверждают, например, что уникальные свойства "стэлсов" в большой степени являются мифом. Известен случай, когда во время балканской войны управляемый сербским лётчиком МиГ-29 одной ракетой обратил пролетавший мимо "стэлс" в крошево, и тот просто-таки не успел ничего возразить.

Поединок "обычного" истребителя и "стэлса" будет напоминать бой вертлявой борзой с бультерьером: если второй первую сразу пополам не перешибёт, пиши пропало.

Неповоротливость самолётов вроде F-117, да и B-2, вызвана, в том числе, той самой "странной" формой, которая наравне с поглощающим радиоволны покрытием якобы делает его невидимым. Основные ТТХ оказались принесёнными в жертву этой самой хвалёной невидимости.

Однако низкочастотные радары видят его как миленького, а отсутствие должной манёвренности и низкая по нынешним меркам скорость (около 750-800 км/час максимум), делает его лёгкой мишенью для серьёзных систем вооружения, к коим до сих пор можно с чистой совестью отнести и "старичков" вроде MиГ-29 или Су-27.

А исполненные динамизма поединки МиГов и F-117 или F-22 – это плод PR-фантазии Пентагона, Голливуда и разработчиков компьютерных игр.

X-45 в контейнере. До поры до времени.

X-45 в контейнере. До поры до времени.
Как уже сказано, предполагается, что у НПИ будет почти такая же обтекаемая форма, как и у пилотируемых "стэлсов". Не без оговорок, конечно, но очень похоже. Что будет с манёвренностью?

Один из проектов непилотируемых самолётов имеет целью создать НПИ, базирующийся на авианосцах. У ВМФ несколько другие требования, нежели у ВВС, — и по грузоподъёмности, и по посадке, и по длительности полёта, а главное – по управляемости и манёвренности.

Pegasus. Идеальная для самолёта-невидимки форма.

Pegasus. Идеальная для самолёта-невидимки форма.
Дизайнеры компании Northop Grumman уже предложили придать морским НПИ вид воздушного змея (см. на иллюстрации). Форма разрабатываемого Northop аппарата Pegasus считается близкой к идеальной для "стэлсов".

А его предполагаемая конструкция должна обеспечить аппарату полную безопасность при посадке на авианосец. А это куда более сложный процесс, чем посадка на наземную ВПП. Тут требуется предельная точность управления и весьма значительная манёвренность самолёта, вернее, то, что можно было бы назвать "координацией движений".

Но есть и более "мудрёные" проекты конструкции самолёта. Например, концепция винта, в нужный момент преобразовывающегося в крыло — Canard Rotor/Wing.

Такой вертосамолёт сможет, по идее, взлетать вертикально, зависать над местностью и вообще вести себя наподобие вертолёта, перемещаясь при этом гораздо быстрее. Испытания этих аппаратов начнутся во второй половине этого года.

Итак, если всё у DARPA и Boeing получится, ситуация выйдет следующая.

Против "обычных" истребителей, управляемых высокопрофессиональными лётчиками, будут биться мелкие, вертлявые, хорошо вооружённые, малоуязвимые, невидимые или почти невидимые для радаров аппараты. Непилотируемые. Самостоятельные.

Управление непилотируемым самолётом с земли.

Управление непилотируемым самолётом с земли.
В нужный момент управление этими аппаратами может перехватить человек, сидящий хоть в самом Пентагоне – в тепле, уюте, под кондиционером и с чашечкой кофе, поставленной на выдвинутую полочку CD-ROМ.

Он будет вспоминать, как в юности с удовольствием крошил эти поганые МиГи в компьютерных симуляторах. И, к слову сказать, для него, это будет именно игра.

В отличие от лётчика, сидящего в "нормальном" истребителе, и пытающегося, преодолевая перегрузки в несколько G, поймать в прицел и разнести в пыль эту вертлявую стерву, которая ничего не боится.

А чего ей бояться? Она металлическая, дешёвая (строительство НПИ будет обходиться в два раза дешевле "обычных" истребителей), и человека внутри нет.

Роботы против людей. Вдохновляет?

По правде говоря, нет, и вот почему. Вышеприведённые рассуждения – это идеальный вариант. А ничего идеального, как известно, нет.

Во-первых, из-за "своеобразной" формы X-45 вопрос манёвренности остаётся открытым. Если найдутся какие-то фатальные недостатки (а это произойдёт почти наверняка), их попытаются скрыть пропагандой, как это было со стэлсами. Однако, когда дело дойдёт до боя, всё мигом встанет на свои места.

И потом — скорость? Грузоподъёмность (сколько ракет сможет утащить)? Невидимость? Есть ли у DARPA или у Boeing технология, которая позволит сделать эти самолёты невидимыми и для низкочастотных радаров, которым наплевать на невидимость F-117?

Су-47. Российский истребитель с обратной стреловидностью крыла.

Су-47. Российский истребитель с обратной стреловидностью крыла.
Достаточно ли будет формы летучего змея для того, чтобы обойти их? Тем более, что разработчики НПИ, кажется, собрались вообще отказываться от поглощающего покрытия и спецматериалов, делая ставку исключительно на форму.

На эти вопросы, конечно, ответит время. Проблема в том, что не только в США ведутся оборонные исследования. Что может быть противопоставлено НПИ?

Продолжение следует.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

VW Eos: миф или реальность?

Руководство Volkswagen с завидным упорством плодит миф за мифом: после пафосного Phaeton с заводских конвейеров будут сходить изящные кабриолеты Eos, названные по имени греческой богини утренней зари. Впрочем кто-кто, а команда Берндта Пишецридера придерживается весьма реалистичных взглядов: утонченно-аристократические названия призваны развеять миф о «народности» бренда Volkswagen . Сама по себе ниша кабриолетов тоже показательна – человек расчетливый и не слишком свободны ...

» Немецкие автомобили - 2337 - читать


Peugeot 207: новое поколение или рестайлинг?

Компания Peugeot опубликовала первую официальную информацию о новой модели, которая придет на смену Peugeot 206. Премьера Peugeot 207 состоится в марте нынешнего года на международном автошоу в Женеве. На первый взгляд, это всего лишь рестайлинг предыдущей модели.

» Французские автомобили - 1968 - читать


Судьба: миф или реальность?

Немаловажную роль в жизни любого человека играет судьба. Для большинства людей эта фраза – демагогия, тем не менее, осмелюсь утверждать, что Судьба – понятие вполне реальное и выражение “кому суждено утонуть, тот не сгорит” народом придумано не зря. Как-то осенью поехали мы с другом на рыбалку.

» Разное - 2430 - читать


Тюнинг: Фильтры нулевого сопротивления – миф или реальность.

В последнее время, все чаще под капотом автомобиля, вместо привычного всем воздушного фильтра, можно встретить так называемый «нулевик». Рассмотрим поподробнее, чем обусловлена установка данного устройства, и оправдывает ли она себя. Двигателю, для приготовления топливно-воздушной смеси нужен воздух.

» Разное - 4247 - читать


Реформация российского бухгалтерского учёта и МСФО: красивый миф или обуза для России

© ИА Клерк. Ру, аналитический отдел / Обезьянкин Г.

» Бухгалтерия и аудит - 0 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru