Жаль, что в космосе нет заправочных станций. Когда у спутника связи кончается топливо для коррекции орбиты, ему остаётся одна дорога: с низких высот вниз, в огненные объятия атмосферы, а с больших прочь от расчётной орбиты, в хаотичный полёт. Но скоро всё изменится.
Мы уже рассказывали о том, как базирующаяся в Лондоне корпорация Orbital Recovery проектирует космический аппарат, призванный спасать телекоммуникационные спутники от бесславной кончины, из-за выработки топлива.
Однако с тех пор прошло два года.
Проект изменил имя, обрёл куда более зримые и реальные черты, сильно изменился облик машины-спасателя, и определилась конструкция многих её узлов.
Также был придуман весьма оригинальный способ дешёвого вывода машины в космос, и главное британцы уже разместили заказы у субподрядчиков на детальную проработку и изготовление частей этого орбитального буксира.
Правда, о конкретных контрактах со "спасаемыми" пока ничего не известно, но заинтересованность есть.
Напомним, выработка топлива это самая частая причина прекращения эксплуатации спутника, так как современное телекоммуникационное оборудование обладает очень большим ресурсом.
Корабль-спасатель теперь называется ConeXpress Orbital Life Extension Vehicle, стало быть "продлевающий жизнь".
Как рассчитывают авторы проекта, жизнь спутника будет продлеваться на 10 лет и более, то есть примерно вдвое дольше против обычного сейчас срока службы.
ConeXpress будет оснащён электрореактивным ионным двигателем, использующим в качестве рабочего тела ксенон, а в качестве источника энергии солнечные батареи.
При сближении со спасаемым спутником ConeXpress будет использовать оптические и радарные системы контроля дистанции (иллюстрация с сайта space.com). |
Каждый такой спутник имеет один характерный элемент, размеры которого заранее известны. Это сопло двигателя подъёма апогея или коррекции орбиты, расположенное, что важно, вблизи центра тяжести спутника.
Поскольку спутник исчерпал своё топливо этот движок становится не нужным. Его то и использует ConeXpress в качестве стыковочного узла, соединяясь со своим "подопечным" с помощью специального стержня-адаптера.
Теперь корабль-спасатель готов корректировать орбиту комплекса с помощью своего двигателя и даже следить за ориентацией связки.
ConeXpress за работой. При стыковке машина сориентируется так, чтобы своими солнечными батареями не перекрывать солнечные батареи спутника связи (иллюстрация с сайта space.com). |
Компания сейчас убеждает телекоммуникационные фирмы, что продление жизни спутников связи, стоимость которых составляет обычно $250 миллионов, с помощью аппарата многократно меньшей стоимости выгоднее, чем запуск нового спутника взамен "списанного".
Фил Брейден (Phil Braden), один из руководителей Orbital Recovery, говорит, что данный процесс спасения новый огромный рынок космических услуг.
Тут нужно упомянуть один привлекательный момент: сам вывод ConeXpress на околоземную орбиту практически бесплатный процесс.
Секрет в том, что размеры и форма ConeXpress, в точности совпадают с размерами адаптера полезного груза ракеты Ariane 5.
ConeXpress точно вписывается в свободное место внутри адаптера полезного груза (иллюстрация с сайта space.com). |
Этим продиктованы размеры и форма новой космической машины усечённый конус с основанием диаметром примерно 2,6 метра, высотой около 1 метра и верхним диаметром 1,1 метр.
По расчётам Orbital Recovery, до 2011 года свыше 80 спутников связи, запущенных в конце 1980-х и в 1990-х годах и заканчивающих свои номинальные сроки службы, могут быть спасены таким методом.
Схема стыковки корабля-спасателя и спутника (иллюстрация с сайта orbitalrecovery.com). |
До сих пор такие спутники считались безнадёжно потерянными.
В перспективе, мечтает Брейден, целые группы дежурных ConeXpress могли бы выводиться на различные околоземные орбиты.
Пользуясь своей способностью менять орбиту в более-менее широких пределах, они могли бы оперативно реагировать на запросы клиентов-связистов, не дожидаясь очередного запуска Ariane 5.
Первый полёт ConeXpress, как рассчитывают авторы проекта, состоится в 2007 году.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru