Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Подводные самолёты. Часть первая: глубокие полёты

 

Подводные самолёты. Часть первая: глубокие полёты

 

 

Многие, с первого взгляда абсурдные технические решения, проходят очень долгий путь до конечного воплощения. Самолёты, как известно, летают по воздуху. Субмарины — жить без воды не могут. А так ли уж велика разница между ними?

"Рождённый ползать — летать не может", — таков приговор классика.

загрузка...

 

 

При помощи этого словесного конструктора можно наштамповать ещё несколько крылатых фраз.

"Рождённый ездить — летать не может". "Рождённый плавать не может ездить". Ну, это просто наглая ложь. Существует много проектов летающих автомобилей и ещё больше амфибий.

А как насчёт "рождённый летать не может плавать под водой", и наоборот? Затрудняетесь с ответом? А Фантомас с агентом 007, на своих продвинутых вездесущих авто? И, как мы сейчас поведаем, такое бывает не только в кино.

Вообще-то, история вопроса идёт с начала ХХ века, ну а мы начнём с конца. А долгий путь исканий конструкторов опишем в следующей статье. Итак, подводный самолёт, он же — U-Plane (Undersea-Plane).

Самолётом это транспортное средство можно назвать с большими оговорками, поскольку летает он только под водой. Ну, тогда ведь он — подводная лодка? Вот и нет.

Deep Flight I — первенец подводной авиации (фото с сайта deepflight.com).

Deep Flight I — первенец подводной авиации (фото с сайта deepflight.com).
Как передвигается субмарина? Крутит себе винтом, двигает рулём туда-сюда — так и плывёт. А вверх-вниз? В основном, за счёт изменения плавучести, или своего веса в воде.

Надо ей вниз — набирает забортную воду в балластные цистерны и "тонет". Хочет вверх — продувает цистерны воздухом или сбрасывает лишний груз (что делают по большей части батискафы и водолазы).

Подводный самолёт устроен принципиально иначе. Он не имеет никаких систем изменения плавучести, а все перемещения в вертикальной плоскости регулирует при помощи крыльев, точно как воздушное судно.

Поэтому подводный самолёт отличается от подводной лодки точно так же, как обычный — от воздушного шара или дирижабля. Если "плотность" субмарины примерно соответствует окружающей среде, то самолёт-ныряльщик всегда легче.

DF1 не слишком похож на водолазный скафандр (фото с сайта deepflight.com).

DF1 не слишком похож на водолазный скафандр (фото с сайта deepflight.com).

Только крылья у него совсем маленькие, как у цыплёнка. Это и понятно, плотность воды значительно выше, чем у воздушного потока, и подъёмная сила создаётся другая.

Ну и ещё, сам поперечный профиль крыла зеркально симметричен авиационному, ведь "взлетать" требуется не вверх, а вниз, на глубину. Следовательно, необходимо создавать отрицательную подъёмную силу. Как видите, всё очень просто.

Строит такие аппараты фирма Hawkes Ocean Technologies (HOT), состоящая из руководителя — Грэхема Хоукса (Graham Hawks), его жены, инженера-электронщика и трёх инженеров-механиков. Не так уж и много сотрудников. А что они успели сконструировать на ниве подводной авиации?

Во всяком случае, не меньше единственного конкурента — JAMSTEC (Japan Marine Science and Technology Center – Японский Центр морской науки и технологии) — государственного консорциума с многомиллионным бюджетом.

Ну чем не истребитель?

Ну чем не истребитель?

Правда, HOT тоже не обделена вниманием со стороны спонсоров: ей помогают, по мере скромных возможностей, Hewlett Packard, Autodesk (производитель ПО AutoCAD), Rolex, IMAX и другие добрые люди.

Двухместный вариант несуществующего DF II (фото с сайта deepflight.com).

Двухместный вариант несуществующего DF II (фото с сайта deepflight.com).
Благодаря такому участию, в сентябре 1996-го под воду был спущен самолёт Deep Flight I (DF I — "Глубокий полёт"), обошедшийся создателям в один миллион долларов.

Присмотримся повнимательнее к этому плавательному аппарату.

DF I весьма невелик (длина 4 метра, размах крыльев 2,4 метра, высота 0,9 метра) и представляет собой, по существу, жёсткий скафандр обтекаемой формы.

Интересно, что пилот располагается внутри самолёта в необычном горизонтальном положении: на животе, головой вперёд.

С одной стороны, в воде не ощутимы привычные понятия верха и низа, с другой — такая позиция характерна для всех плавающих существ.

DFA: осталось только взлететь (фото с сайта deepflight.com).

DFA: осталось только взлететь (фото с сайта deepflight.com).
Небольшие размеры и вес (1300 кг) DF I значительно упрощают процедуры спуска-подъёма самолёта.

Напомним, что прочим малым подводным аппаратам для этого необходимы дорогостоящие корабли сопровождения с мощными лебёдками.

Максимальная расчётная глубина погружения DF I составляет 1 км, но пилоты не рисковали заходить столь глубоко. Считается, что этот самолёт — не более чем прототип.

Во время первых погружений, снимавшихся для телевидения, аппарат не опускался ниже отметки в 50 метров, чтобы не слишком напрягать оператора в легководолазном оборудовании.

А после этого "полёты" вообще прекратились. Вполне возможно, что конструкторы всё же чего-то недорассчитали и недоучли.

Ещё рискнём предположить, что DF I не может неподвижно висеть на глубине, как "подводный вертолёт": при отсутствии тянущей вниз "подъёмной" силы он неизбежно, из-за своего малого веса, сорвётся в штопор и окажется на поверхности воды.

Чтобы зависнуть на месте, DF I жизненно необходимо испить солёной воды.

Добавим, для порядка, что взлётная скорость самолёта составляла 2 узла (1 морской узел – 1,852 км/час), крейсерская — 4-8 узлов, а максимальная — целых 12.

Тем временем, жизнь не стоит на месте, и в 1997 году уже готов следующий аппарат — Wet Flight (WF — "Мокрый полёт").

На этот раз проект был вполне себе коммерческим — WF предназначался для съёмок фильма о жизни подводных обитателей для сети панорамных кинотеатров IMAX.

Каковая задача и была успешно решена: в прокат вышел фильм Dolphins: The Ride ("Прогулки дельфинов"), в котором морская жизнь представлялась с точки зрения стремительно плывущего китообразного.

Надо думать, что и конструкторы внакладе не остались, они и сейчас предлагают воспользоваться WF всем желающим поснимать под водой.

И вы могли бы так развлечься на Багамах.

И вы могли бы так развлечься на Багамах.
WF отличается от своего предшественника: он поменьше и в полтора раза легче, представляет собой, по существу, мобильную подводную съёмочную платформу.

На этот раз требуемая глубина погружения не превосходила 40 метров, поэтому не было необходимости строить герметичную капсулу для пилота — он просто возлежал за прозрачным защитным обтекателем, как какой-нибудь пионер авиации, вдыхая воздух из встроенного акваланга.

Между тем, в HOT строят грандиозные планы спуска в Марианскую впадину, на глубину свыше 11 километров. Для этих целей спроектирован более массивный и солидный Deep Flight II.

Вообще, подводные самолёты могут обеспечить высокие вертикальные скорости погружения: до 7км/час, а всплытия — все 12. Дело лишь за возможностями человеческого организма.

Но, на больших глубинах уже не обойтись акрилово-кевларовыми корпусами самолётов. Для погружения на 6 км необходим титановый корпус, а для достижения дна Марианской впадины (операция "Эверест") — фюзеляж из особой высокопрочной керамики, разработанной для ВМФ США.

Грэхэм Хоукс за штурвалом своего Авиатора (фото с сайта incredible-adventures.com/).

Грэхэм Хоукс за штурвалом своего Авиатора (фото с сайта incredible-adventures.com/).
Стоимость проекта оценивается в $15 миллионов. Интересно, что DF II разработан по модульной схеме, его можно собрать одноместным или двухместным, а также оснастить навесным оборудованием.

Одна беда — нет вожделенной суммы на строительство. Видимо, для разрешения этой проблемы НОТ строит последний на сегодня самолёт: двухместный Deep Flight Aviator и организует Подводную лётную школу (Sub-Sea Flight School).

Набор первой группы из 20 подводных асов начался в феврале 2003-го, так что не исключаем: вы уже опоздали. Обучение с инструктором, естественно, влетит в копеечку, зато после окончания школы получите красивый номерной сертификат подводного лётчика.

DFA построен на деньги спонсорского объединения Spirit of Adventure Ltd ("Дух приключения"), которое и является владельцем уникального судна.

DFA значительно крупнее своих сородичей: длина более 6,5 метров, размах крыльев 3,6 метра. Лётчик и пассажир занимают удобное полусидячее положение (как в гоночных автомобилях) под прозрачными полусферическими колпаками герметичных отсеков.

Самолёт может погружаться на глубину до полукилометра и, на этот раз, всё же оснащён балластными ёмкостями для обеспечения переменной плавучести.

Человек — самое глубоководное существо (фото с сайта deepflight.com).

Человек — самое глубоководное существо (фото с сайта deepflight.com).

В частности, таким образом, предполагается облегчить выход экипажа при волнении на море.

Аккумуляторные электродвигатели позволяют DFA передвигаться со скоростью до 10 узлов (18,5 км/час). Всем желающим покататься сулят непередаваемые ощущения.

Хотите попробовать — посетите эту страничку.

Двухдневное пребывание на Багамских островах, программа которого включает инструктаж, тренировку и 4 часа свободного полёта, обойдётся в $12 тысяч (без учёта стоимости перелёта на Багамы, трансферта и вашего пропитания).

Кстати, куда более медлительное плавание на батискафе стоит $40 тысяч в сутки.

Ну что же — наскребём 15 миллионов и вперёд... вернее вниз, в Марианскую бездну?

Ну, а обо всяких летающих субмаринах и подводных авианосцах — антиподах наших глубоководных истребителей — мы попытаемся рассказать немного позднее. Последует продолжение.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Подводные самолёты. Часть первая: глубокие полёты":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Оптимизация конверсии. Часть первая

В сфере е-коммерции отношения между владельцами сайтов и поисковыми системами сосредоточены на поисковой оптимизации (SEO). Продаж не будет, если пользователи не найдут сайт. Однако, помимо этого, в условиях жесткой конкуренции на растущем рынке е-коммерции внимание веб-мастеров и владельцев сайтов обращено, главным образом, на оптимизацию конверсии, т.е. увеличение числа пользователей, которые стали покупателями.

» Продвижение и оптимизация - 1900 - читать


Беспроводные Казаки-разбойники, или провайдеры против кусочка мела. Часть первая

У всякого более-менее прочного сообщества людей всегда возникает какая-то внутренняя система обмена информацией — от "тайных" приветствий до собственного жаргона или даже языка. Так случилось у бродячих безработных ("хобо") во времена Великой депрессии в США. Причём придуманная ими система теперь вдохновляет совсем других людей...

» Интересное в сети - 2135 - читать


Человеческая связанность. Часть первая: идеи контакта

В сентябре 2001 года в Ирландии собралась группа исследователей с целью изучить тему людских отношений и технологий, способствующих контакту человека с человеком. Своей миссией группа назвала изобретение новых способов, методов и технологий связи между людьми. И есть интересные идеи.

» Интересное в сети - 2267 - читать


Дело об электронном голосовании. Часть первая

История, связанная с компанией Diebold похожа на средней руки детектив, но при этом сложившаяся ситуация попахивает большим скандалом, от которого будут звенеть стёкла даже в Белом Доме. Потому что речь идёт о серьёзных проблемах в машинах для голосования. Компания Diebold Election Systems занимается выпуском систем учёта голосования.

» Интересное в сети - 1732 - читать


Подводные самолёты. Часть вторая: быстрые приводнения

Как выясняется, летать под водой очень даже несложно. А "плавать" по воздуху? К сожалению, заставить взлететь субмарину пока не удавалось никому, чего не скажешь о всевозможных надводных летающих лодках.

» Открытия и изобретения - 1887 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Подводные самолёты. Часть первая: глубокие полёты

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru