У этого поезда нет крыльев. Нет магнитной подвески и обычных колёс. Необычных колёс – тоже нет. Между тем, если его линия пройдёт по зелёному парку, то за листвой и стволами деревьев легко и не заметить – за счёт чего эти вагоны "летят" по воздуху.
В начале индустриальной революции шахтёры Уэльса вывозили уголь на поверхность при помощи деревянных вагонеток на деревянных же колёсах.
Это было тяжело, и вот однажды кто-то из них догадался поместить под колёса прочные ровные доски. Вскоре эти доски заменили на стальные рельсы, да и колёса стали стальными. Потом добавили мулов в качестве тяговой силы.
Многие считают, что именно это и было фактическим рождением современных железных дорог. Может быть.
Однако никто раньше не задумывался над простым вопросом: по какому пути пошло бы их развитие, если бы те самые шахтёры решили бы смонтировать колёса на "дороге", а рельсы – на вагонетках?
Группа американских инженеров подумала о таком "перевёртыше", и вот что получилось из этого.
Обратите внимание, опоры не слишком бросаются в глаза на фоне ландшафта. Потому кажется, что поезд летит по воздуху (иллюстрация Tubular Rail Inc.). |
Попробуем объяснить. Представьте себе длинный стремительный поезд, несущийся по эстакаде монорельса на высоте 5-15 метров над землёй. Теперь уберите, собственно, сам монорельс, и вы получите транспортную систему Tubular Rail.
Tubular Rail пригодится и в городе, и за его пределами (иллюстрации Tubular Rail Inc.). |
Точнее, он опирается краями на большие бетонные "кольца" (только они не круглые, а прямоугольные), стоящие на опорах, образно говоря, оставшихся от обычной монорельсовой эстакады после "вырезания" самого рельса.
Поезд может быть выполнен из целого ряда вагонов (или состоять из одного), каждый из которых должен обладать высокой жёсткостью и превосходить по длине шаг опор дороги.
Поскольку вес "колечек" намного меньше, чем вес одной секции обычного монорельса, то и опоры им нужны – меньшей площади (иллюстрация Tubular Rail Inc.). |
Всё, что нужно самому составу – это система дистанционного управления моторами, которая последовательно включала бы нужные ролики по мере продвижения поезда вперёд.
Станции Tubular Rail мало отличаются от монорельсовых. Но зато можно легко организовать пересечение двух линий в одном уровне под прямым углом (иллюстрация Tubular Rail Inc.). |
Авторы проекта отмечают несколько преимуществ. Этот псевдо-монорельс обладает самым маленьким вмешательством в ландшафт и воздействием на природу. Он требует минимума площади под опоры и не закрывает от Солнца растения внизу. Он меньше перекрывает вид для туристов на красоты того или иного города, например.
Трасса неплохо вписывается в разные ландшафты… (иллюстрации Tubular Rail Inc.). |
То, что колёса (подпружиненные для большей плавности хода) и электромоторы находятся на самой дороге, а не на поезде, кстати, уменьшает его вес и расход энергии.
Надёжность системы также повышается: одно сломавшееся и отключившееся от электросети кольцо на движение не повлияет.
…И без всяких мостов пересекает реки и автодороги (иллюстрации Tubular Rail Inc.). |
Но представьте, что однажды по этой автотрассе потребуется провезти какой-нибудь негабаритный (по высоте), редкий груз. В случае обычного монорельса путь ему здесь был бы заказан, а Tubular Rail он даже не заметит.
Авторы системы мысленно вписали её в самые разнообразные городские виды – получилось довольно симпатично (иллюстрация Tubular Rail Inc.). |
Увы, о реализации этого проекта хоть где-нибудь – ничего не слышно. У самой же компании пока в металле готов лишь небольшой действующий макетик.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru