Трудно представить, что несущийся на всех парах водоизмещающий корабль, пусть и не очень крупный, способен, словно призрак, не оставлять за собой кильватерного следа на воде. Однако американские военные получили именно такую экспериментальную машину.
Американская компания M Ship Co., по контракту и на деньги американского ВМФ и Департамента перевооружения (Office of Force Transformation) американского Минобороны, построила необычный военный корабль "М80 Стилет" (M80 Stiletto).
Новый корабль предназначен для быстрой и скрытной (по возможности) переправки небольшого боевого отряда в прибрежной морской зоне и высадки его на необорудованный берег.
Stiletto может перевозить несколько тонн груза.
Это, среди прочего: команда из трёх человек, 12 коммандос или морпехов со всем возможным стрелковым вооружением, съестными и боеприпасами, средствами связи и другим необходимым снаряжением, 11-метровый моторный катер с жёстким днищем и ряд небольших беспилотных летательных аппаратов.
Тёмный провал на корме Stiletto – это док для 11-метрового катера (фото с сайта mshipco.com). |
Но главное отличие Stiletto от предшественников заключается в том, что он очень устойчиво и легко способен нестись по водной глади на максимальной скорости более 50 узлов (то есть более 93 километров в час), не создавая за собой почти никакого кильватерного следа. Точнее – он должен быть необычайно слаб для водоизмещающего корабля такого размера, идущего на такой огромной скорости.
Раскраска экзотического корабля не оставляет сомнений в его военном назначении (фото с сайта mshipco.com). |
Визуальная заметность следа, к слову, тоже важна. Когда противник выслеживает вас с высоты.
Таким образом, сократив "пенность" и "игривость" волны, авторы корабля снизили его заметность (а верх корпуса Stiletto тоже выполнен малозаметным – он широк и низок, его борта наклонены и так далее). Но как же Stiletto гасит кильватерную волну?
Гранёные формы корпуса Stiletto намекают на сравнительно низкую заметность в радиодиапазоне (фото с сайта mshipco.com). |
Работает M-hull так: волна, поднимаемая центральной частью корпуса, очень плавно закручивается в двух профилированных каналах, ограниченных боковыми корпусами.
При этом поток создаёт на корпусе дополнительную подъёмную силу (как газ на выгнутых лопатках турбины). А потом вода эта опускается вниз и сталкивается с той, которую пронзают боковые "лезвия". Одновременно эти кручёные потоки захватывают воздух, что также способствует выходу корпуса из воды.
Принцип одинарного M-hull: закрученные потоки воды создают подъёмную силу. На врезке слева: профиль "двойной M-hull" у Stiletto. Справа: разница в следе за кормой обычного катера и равного по размеру, но оснащённого днищем "одинарный M-hull", видна сразу (фото с сайта mshipco.com). |
Таким образом, высокая скорость корабля при умеренной мощности двигателей (а значит экономичность) – это второй плюс технологии M-hull.
Интересно, что для Stiletto компания разработала ещё более необычное днище "двойной M-hull ". Со сложным профилем, как в поперечном, так и в продольном сечении. Добавим, что, как подобает современному кораблю, Stiletto насыщен электроникой.
В этом ракурсе прекрасно видна сложная форма днища (фото с сайта mshipco.com). |
Если машина себя оправдает – она станет прототипом новых лёгких и высокоскоростных десантных кораблей для морпехов США и вообще – для разнообразного спецназа.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru