Революция, о которой так долго, да, очень долго, говорили... Не большевики, конечно, но многие и многие специалисты, всё же свершилась. Или свершается сейчас. Пяти-семиместные реактивные самолёты появляются "на прилавках" по весьма привлекательным, для аппаратов такого рода, ценам. Маленькие авиакомпании, богатые корпорации и состоятельные частники с интересом углубились в тактико-технические данные.
На американском ежегодном авиашоу ассоциации экспериментальных летательных аппаратов в Ошкоше (EAA AirVenture Oshkosh), проходящем с 24 по 30 июля, состоялось несколько значимых событий для нового официального класса авиации общего назначения "Сверхлёгкие реактивные самолёты" (Very Light Jet VLJ).
В общих чертах эти машины сходны с давно известными так называемыми "бизнес-джетами" сравнительно небольшими реактивными самолётами примерно на 6-18 человек, нередко покупаемыми в качестве служебного транспорта богатыми фирмами или просто миллионерами.
Однако VLJ машины ещё более лёгкой категории, с которыми связаны надежды на более широкое распространение реактивной авиации, на массовые покупки реактивных самолётов частниками и, не в последнюю очередь, на реализацию давней американской мечты о воздушных такси, связывающих полётами "на заказ" многие тысячи маленьких аэродромов.
VLJ это реактивные самолёты массой до 4,5 тонн и с пятью-шестью пассажирскими местами. Сразу несколько компаний из разных стран подготовили к выходу на рынок такие аппараты. Они расcчитаны, в первую очередь, на пилотов частников, отличаются сравнительной неприхотливостью в обслуживании и стоят приблизительно вполовину того, сколько сегодня просят за самый доступный "деловой" реактивный самолёт, присутствующий на рынке.
При этом, как показывают новости, дешёвые реактивные пассажирские машины, тем не менее, оснащены самыми передовыми двигателями, авионикой, включая большие жидкокристаллические дисплеи вместо устаревших стрелочных приборов и, порой, весьма дорогие материалы в фюзеляже и планере. Да и оснащение интерьеров многих из этих машин далеко не спартанское.
Eclipse 500 это и лимузин для частников, и "доступный" корпоративный "бизнес-джет", по размеру чуть меньше "деловых" реактивных машин прошлых лет, однако…(фото Eclipse Aviation). |
Только раньше в роли недорогих воздушных извозчиков выступали машины с пропеллерами, а теперь их должны несколько потеснить маленькие реактивные пташки.
На авиашоу в Ошкоше Федеральное управление авиации США (FAA) объявило, что на днях выдаст первое временное свидетельство самолёту класса VLJ, и это будет американский Eclipse 500.
Шестиместный аппарат, оснащённый двумя турбореактивными движками и готовый к преодолению на одной заправке и с полной нагрузкой 2084 километров (и 2,408 тысячи км, если внутри только четверо), стоит всего $1,3 миллиона. Правда цена эта "ориентировочная" и, скорее всего, в реальности будет чуть-чуть повыше. Однако и она очень привлекательна, в сравнении с тем, к чему привыкли покупатели небольших реактивных самолётов.
…Не менее роскошный (фото Eclipse Aviation). |
Это кардинально расширяет список аэродромов (в США, в первую очередь, но не только), где владелец Eclipse 500 сможет приземляться и взлетать. Ведь нынешние реактивные "бизнес-джеты" требуют полосы примерно в 1,3 километра. Собственно, короткие разбег и пробег одни из главных козырей всего класса VLJ. И приятно отметить, что класс этот постоянно пополняется.
На том же шоу в Ошкоше состоялась премьера однодвигательного реактивного самолёта Diamond D-Jet. Это продукт транснациональной компании Diamond Aircraft со штаб-квартирой в Австрии и производством в ряде стран, в том числе в Канаде, где и делают данную модель.
| ||
За означенную сумму владелец D-Jet получит "максималку" 583 километра в час, дальность 2,5 тысячи километров и пять удобных кресел одно для пилота и четыре для пассажиров.
Интересно, что пустой вес этой машины составляет всего 1,175 тонны что сравнимо с малолитражным авто.
Потолок D-Jet равен всего 7,62 километра. Однако целенаправленный выбор этого параметра руководитель Diamond Aircraft Кристиан Драйс (Christian Dries) объяснил своеобразно: "Мы проектировали этот самолет для (начинающих) пилотов-частников с налётом всего в 500 часов, тех, кто хочет летать именно на реактивной машине. С D-Jet летать (управляться) легко, и далее поясняет собственно про потолок, на 25 тысячах футов, если салон разгерметизируется, у вас будет приблизительно три минуты сознания: достаточно, чтобы обнаружить проблему и среагировать. На 40 тысячах футов у вас будет три секунды до обморока, а затем вы скончаетесь".
Вот такие весёлые вещи. Не передумали покупать этот реактивный самолёт? Правильно. Максимально простая машина (но всё же с автопилотом), как уверяет компания, недорогая в обслуживании – это то, что надо для начинающих. Если, конечно, вращающиеся воздушные винты вам вдруг, по какой-то причине, не милее реактивных струй.
Что до более солидных корпоративных покупателей, то им стоит обратить внимание на ещё одну сравнительную новинку. "Сравнительную" потому, что сама машина летает не первый год, только пока ещё не продаётся.
HondaJet это, пожалуй, самые современные технологии, поднятые в небо в данном классе машин. Наслаждаться ими могут одновременно 7 человек 2 пилота и 5 пассажиров, либо 1 пилот и 6 пассажиров (фото Honda). |
Фюзеляж HondaJet полностью выполнен из углепластика. Нетрадиционное расположение двигателей (они закреплены на вертикальных пилонах сверху и чуть позади крыльев), как уверяют японцы, работает на снижение сопротивления воздуха.
Вообще, выверенная "до миллиметра" сотнями часов компьютерных расчётов и испытаний в трубе аэродинамика позволила снизить аппетит этой машины. Есть тут, естественно, самые передовые электронные системы для навигации, связи и управления самолётом. Одно слово – настоящая Honda, только не на шоссе, а в небе.
Любопытно, что турбореактивные двигатели у этой машины не были подобранны из огромного текущего ассортимента мировой двигателестроительной отрасли, а были спроектированы специально для этого самолёта, причём специалистами самой японской компании, пусть и при участии другой известной фирмы General Electric. В результате движки HondaJet несут на себе двойную марку "GE-Honda".
Благодаря созданным специально для него движкам и предельно "вылизанной" аэродинамике самолёт HondaJet расходует всего 0,303 килограмма топлива на километр полёта. В компании говорят, что для самолёта такого класса это действительно выдающийся показатель (фото Honda). |
Максимальная скорость летающей "Хонды" 778 километров в час, потолок 12,5-13 километров, разбег и пробег составляют 807 и 694 метра соответственно, а дальность полёта 2,037 тысячи километров.
Все эти новости из Ошкоша означают, что более доступные авиаперевозки на короткие и средние расстояния, силами тысяч частных "авиатакси" стали чуть ближе к реальности. Но не слишком ли мы оптимистичны?
Нет. Этими тремя моделями новый класс машин не исчерпывается, просто мы отметили наиболее интересные новинки, а где конкуренция там и высочайшие параметры продукции при разумных ценах.
Неудивительно, что FAA утверждает, мол, за следующие 10 лет в эксплуатацию будут введены 4,5 тысячи VLJ, причём сама же называет эту оценку "консервативной".
И это можно понять, ведь только одна Eclipse Aviation уже собрала 2,5 тысячи заказов на свой миниатюрный самолёт.
Для реактивной авиации – неплохо. Не так ли?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru