Ни один из грандиозных проектов Нормана Бел Геддеса не был реализован из-за отсутствия в Америке нужных денег. Но дизайнер был не менее велик, чем помешавшая ему Великая депрессия, так что его "мелкие" разработки всё же прорвались в серийное производство.
Вначале небольшое добавление к первой серии. Оно касается двойного имени нашего героя.
Вообще-то, урождён он был как Норман Меланктон Геддес (Norman Melancton Geddes), а имя Бел получил в 20-летнем возрасте, женившись на писательнице Хелен Бел Шнайдер (Helen Belle Sneider).
Они объединили фамилии в Bel-Geddes, а впоследствии дефис утратился.
Теперь о проектах. Уж очень Бел Геддес был деятельным человеком брался практически за всё. Однако дело было в конце 1920-х, потому до наших дней дожили очень немногие его творения. То же самое касается и информации о них.
Начнём с "мелочёвки", которой удалось добраться до потребителей. Наибольшую известность получили две вещи: радиоприёмник "Patriot" (1940) и набор для коктейля "Manhattan" (1937).
Радиоприёмник "Patriot" производился в Нью-Йорке Emerson Radio and Phonograph Corporation (фото metmuseum.org). |
Они хранятся в Нью-Йорке в Metropolitan Museum of Art, являясь частью специальной экспозиции American Modern: 1925–1940. Радио смешное, набор строгий.
Собственно, больше о них и сказать-то нечего, за исключением того, что они увековечили имя Бела Геддеса, которое коллекционеры теперь произносят с придыханием.
Набор для коктейля "Manhattan". Выпускался компанией Revere Copper and Brass в Риме и Нью-Йорке (фото metmuseum.org). |
Далее о транспорте, которым дизайнер начал заниматься в конце 1920-х. Каплеобразные проекты автомобиля, автобуса, яхты, океанского и воздушного лайнеров Бел Геддес запатентовал в 1931 году. То было время расцвета американской обтекаемости American Streamlining.
Тогда на автомобильный дизайн мощнейшее влияние оказывала авиация. Новая динамично развивающаяся отрасль отбивала пассажиров у железнодорожников и автоперевозчиков. Обтекаемые формы самолётов будоражили воображение потребителей.
А вот океанский лайнер Бела Геддеса действительно напоминает рыбину (иллюстрация obelix.polito.it). |
Этого не могли не заметить производители всего и вся, помнящие о том, как океанские лайнеры диктовали моду на белые поверхности, в том числе предметов интерьера.
| ||
Аэродинамическая форма стала новым эстетическим направлением.
Нужно отметить, что Бел Геддес не был единственным дизайнером, взявшим обтекаемость на вооружение американские и европейские проектировщики тоже принялись за экспериментальные концепции "слезинок" ("teardrop").
Дошло до того, что в 1931 году Общество автомобильных инженеров (Society of Automobile Engineers) заключило, что "слезинка" наилучшая форма для автомобиля!
Но единственной из тех каплевидных машин, что дошла до конвейера, стала Chrysler Airflow, которую всё одно сняли с производства в 1937 году, поскольку популярной она так и не стала.
Позднее проектировщики, конечно же, обращались к "слезинке".
К примеру, успешным примером реализации концепции многие считают Volkswagen Beetle Жук.
Это была, так сказать, историческая справка, а мы вернёмся к машинам Бела Геддеса.
Вот она, истинная обтекаемость. В том смысле, что вода течёт и обтекает. Чем не "Титаник"? (иллюстрация obelix.polito.it). |
Их, судя по всему, было выдумано три штуки: автомобиль №8 (Motor Car Number 8), 8-колёсная машина, запатентованная в 1934 году (её фото было в предыдущей статье) и автобус №2 (Motor coach no. 2).
Автомобиль №8 рассчитан на восемь человек (иллюстрация sts.stanford.edu). |
Информации о них, так же, как о локомотиве с кораблём, крайне мало, а крупицы собрали стэндфордские фанаты Dymaxion Car на этой странице, да итальянские товарищи где-то раздобыли чертежи.
Локомотив Бела Геддеса. Кроме того, что это локомотив, о нём ничего неизвестно (иллюстрация obelix.polito.it). |
Нетрудно догадаться, как возникла нумерология колёсных транспортных средств: автобус №2 двухэтажный, а автомобиль №8 вмещает в себя восемь человек.
Все, кроме автомобиля №8, имели по восемь колёс и вертикальный "плавник" в хвостовой части. Пассажирам предоставлялась беспрецедентная видимость шикарный обзор из многочисленных окон. К несчастью, это всё, что удалось найти об автомобилях, кораблях и поездах Бела Геддеса.
Тот же автобус №2, но более объёмно изображённый (иллюстрация sts.stanford.edu). |
Подождите-ка, скажете вы, а что же про судно с локомотивом ничего нет? То-то и оно, есть только красивые изображения, собственно, дизайн, Бел Геддес же дизайнером был, начинка не его дело. Так что с техническими подробностями увы.
Правда, имеется достаточно детальное описание Воздушного Лайнера №4 пожалуй, самого амбициозного проекта Бела Геддеса, не считая "Футурамы", о которой тоже много чего понаписано. Но! И Лайнер, и макет города будущего достойны отдельной статьи, потому о них в следующий раз.
Продолжение следует.
Статья получена: Membrana.ru