Конструкторы из Франции и Швейцарии изобрели колёса, которые радикально переворачивают традиционные представления о механической связи между колесом и автомобильным кузовом.
Каждый год французская шинная компания Michelin проводит соревнования перспективных автомобилей Challenge Bibendum.
В 2004 году оно прошло в Шанхае. В этом своеобразном форуме на открытом воздухе приняли участие примерно 150 машин, подготовленных как известными автомобильными компаниями, так и небольшими фирмами, университетами и институтами.
Как легко догадаться, всё в этом соревновании крутится вокруг экологии, а представленные машины работали на солнечной энергии, биодизельном топливе, водороде и так далее.
Сюрпризом нынешнего форума стало то, что сама компания Michelin представила экспериментальный автомобиль Hy-Light, да ещё сразу в двух экземплярах.
Оказывается, фирма занимается не только разработкой шин, но и имеет несколько научно-исследовательских центров, где изучают разнообразные перспективные автомобильные технологии.
Hy-Light имеет приличную аэродинамику. Один из привлекательных элементов дизайна стеклянная крыша (фото с сайта psi.ch). |
Автомобиль приводится в движение электромоторами, встроенными в передние колёса, а ток для них поставляет топливный элемент (мощность 30 киловатт) и конденсаторная батарея (дополнительная пиковая мощность 45 киловатт). Как уже привычно для таких машин, батарея заряжается при торможении, что экономит энергию.
Водород и кислород для топливного элемента хранятся в баллонах, хорошо защищённых при столкновении.
Разгон с места до 100 километров в час занимает у этой машинки 12 секунд (чему способствует низкий вес 850 килограммов), а максимальная скорость составляет 128 километров в час.
Эти параметры не впечатляют, зато расход водорода эквивалентен двум литрам бензина на 100 километров у обычного авто.
Одной заправки хватает на 400 километров. Во многом это заслуга топливного элемента, КПД которого заявлен на уровне 60% примерно вдвое выше, чем у ДВС.
Многие люди с радостью ездили бы на экологически чистых машинах, но с опаской глядят на баллоны с водородом (фото с сайта psi.ch). |
Но в творении инженеров Michelin есть изюминка, которая, кажется, ещё нигде не встречалась в пространство внутри обода колеса они ухитрились втиснуть и всю подвеску, причём электрическую активную.
Машина может приседать и приподниматься, парировать клевки при торможении и подстраивать мягкость подвески под характер трассы.
Так что, если два года назад, рассказывая о разработке американцев, мы говорили, в каком-то смысле, об изобретении автомобиля заново, то теперь о "переизобретении" колеса.
| ||
По оценке специалистов, такая машина может появиться в серийном производстве к 2020 году.
Можно долго спорить, не является ли всеобщее увлечение водородными машинами (и в частности авто на топливных элементах) тупиком. Вот ведь недавно англичане посчитали, что не смогут позволить себе перевести весь транспорт на водород. Элементарно из-за нехватки электроэнергии, необходимой для его выработки.
Однако очевидно, что новая модная технология топливных элементов подстёгивает не только двигателистов, но и инженеров-подвесочников, компоновщиков и, в конечном счёте, рождает машины, отличающиеся весьма оригинальными техническими решениями и высокой эффективностью.
А эти изобретения, так или иначе, могут перекочевать и на обычные машины.
А водород… Эх, где там давно обещанный промышленный термояд?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru