Урок тотальной взаимосовместимости, взятый музыкальной отраслью у компьютерной индустрии, заслуживает, по правде говоря, трёхбалльной оценки. Но, так или иначе, интерфейс MIDI главный результат этого урока, сделался стандартом, без которого нынешние синтезаторы немыслимы.
Об истории вхождения электроники в музыку мы рассказывали в цикле статей "Музыка и электричество". MIDI-интерфейс там упоминается, но лишь вскользь.
Пожалуй, пришло время рассказать о том, что это такое, откуда взялось и зачем нужно.
Семидесятые годы прошлого столетия ознаменовались появлением полифонических синтезаторов со встроенными запоминающими устройствами. Фактически, это были инструменты с миникомпьютерами на борту.
Переоценить значимость этого нововведения трудно: по сравнению с монофоническими синтезаторами, тембры (звуки) которых настраивались с помощью патч-кордов и обычной человеческой памяти, полифонические инструменты со встроенной электронной памятью это как паровоз против реактивного самолёта.
| ||
Впрочем, даже сейчас, когда все новые синтезаторы оснащены MIDI или совместимым с ним форматом взаимодействия музыкального оборудования, Рик Уэйкман (Rick Wakeman), например, по старой памяти возит с собой целый вагон различных инструментов.
Аутентичное звучание старых синтезаторов повторить невозможно, а имитация такового с помощью всяких там компьютеров музыкантов старой школы не впечатляет.
Работать с синтезаторами, оснащёнными ОЗУ/ПЗУ, было, конечно, гораздо проще. Но тут проявилась новая проблема, не различимая прежде за всеми остальными.
Синтезаторы от различных производителей обладали своими характерными особенностями в том, что касалось качества тембров. Одним производителям лучше удавалось имитировать звуки струнных инструментов, другим звуки духовых.
А музыкантам нужны были максимально качественные тембры. Такие исполнители, как Кит Эмерсон (Keith Emerson) и тот же Рик Уэйкман неизменно выстраивали на сцене целые баррикады из разных инструментов, каждый из которых был настроен на свой наилучший тембр. Цель была одна: объединить несколько тембров, "наслоить" их.
Производители держали нос по ветру, и начиная с 1979 года инструменты от компаний Oberheim, Rhodes и Roland обрели новые разъёмы на задней панели, предназначенные для объединения между собой двух и более синтезаторов. Правда, только в рамках одной марки, а иногда и одной модели. Иными словами, соединить Oberheim OBX с Sequential Circuits Prophet или Moog, или каким-либо творением Roland было невозможно.
Естественно, свою роль тут играла конкуренция: до определённого момента производители просто не желали обеспечивать совместимость своих инструментов с разработками конкурентов, очевидно надеясь таким образом заполучить себе клиентов, преданных одной марке...
| ||
У Хэнкока обнаружилось немало последователей, бомбивших производителей синтезаторов просьбами и требованиями сделать инструменты совместимыми друг с другом, чтобы было проще наслаивать и смешивать различные тембры.
Производителям пришлось как-то реагировать, тем более, что на рубеже семидесятых-восьмидесятых полку электронных инструментов всё прибывало и прибывало синтезаторы, электронные барабаны, секвенсоры и другие устройства требовали взаимной совместимости. Вернее, её требовали музыканты.
И вот тогда-то музыкальной отрасли пришлось принять во внимание опыт компьютерной индустрии с её стандартами.
В 1982 году на выставке Национально ассоциации поставщиков музыкального оборудования (National Association of Music Merchandisers NAMM), Дэйв Смит, президент известной в то время компании по производству синтезаторов Sequential Circuits, созвал особое совещание, на котором инженеры конкурирующих компаний спокойно обсуждали вопрос, как обеспечить взаимопонимание между существующими электронными музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием.
Тогда и был предложен Универсальный музыкальный интерфейс (Universal Musical Interface). После многочисленных переработок компании Sequential Circuits (США) и Roland (Япония) представили в 1983 году первые модели синтезаторов, оснащённых "цифровым интерфейсом музыкальных инструментов" Musical Instruments Digital Interface, сокращённо MIDI.
Схема стандартных MIDI-разъёмов. |
За ними тотчас же последовали и остальные игроки рынка.
Как и всё гениальное, MIDI по сути своей очень прост. Его задача представить исполняемую музыку в виде потока данных. Причём в виде кода представлятся не звук, а набор определённых характеристик каждой звучащей ноты.
Каждой клавише на электронной клавиатуре присваивается свой порядковый номер (например, "до" первой октавы соответствует число 60), номерами же обозначаются контроллеры и тембры (патчи patches).
Нажатая, звучащая нота является MIDI-сигналом (или событием event), с рядом своих собственных характеристик длительностью, силой нажатия (velocity), и так далее.
Кроме того, определяются общие характеристики более высокого уровня, такие как порт (port) на случай использования нескольких MIDI-устройств одновременно, канал (channel), коих приходится по шестнадцать штук на порт, тембр (patch).
Числами обозначаются и определённые контроллеры и диапазон их действия. К контроллерам относятся общая громкость канала (volume), педаль (sustain pedal), высота тона (pitch), модуляция (modulation), использование внешних эффектов и так далее.
Данные об этих параметрах можно сохранить в качестве отдельного файла и пересылать на другие инструменты в качестве системно-эксклюзивного сигнала (System Exclusive SysX), обеспечивая таким образом их автоматическую настройку. Об этом будет сказано подробнее.
Объединение инструментов и модулей между собой осуществляется с помощью стандартных пятиштырьковых кабелей, подсоединяемых к соответствующим разъёмам. Разъёмы встречаются трёх типов: MIDI In, MIDI Out и MIDI Thru.
Первые два наличествуют обязательно, без них не обойтись, чего нельзя сказать о третьем MIDI Thru. На нижеприведённой иллюстрации демонстрируется, как осуществляется взаимопонимание отдельных инструментов и модулей.
Существует список 128 базовых тембров MIDI ("патчей" patches), стандартизированный лишь постольку-поскольку. Как правило, фортепианному тембру соответствует 0, тембру струнного оркестра 48, хору 53, шумовым эффектам со 120 по 127, и так далее (целиком смотрите здесь). Однако довольно скоро стало ясно, что этот список едва ли может удовлетворять потребностям серьёзных музыкантов.
И вот отдельные фирмы производители синтезаторов начали создавать свои форматы. Расширенные.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru